Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Новости

Михаил Абрамов. Рекомендации по обеспечению роста экономики России и выполнения заданий Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. Подробнее...

 М.Д. Абрамов, президент ЭАЦ «Модернизация», к.т.н.

Статья опубликована в журнале «Экономист», № 3, 2020 г., стр. 9-23

 

Рекомендации по обеспечению роста экономики России и выполнения заданий Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. 

Введение

Указом[1] Президента РФ В.В. Путина в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека дан ряд заданий Правительству РФ. В частности, на период до 2024 года Правительство РФ обязано обеспечить:

- устойчивый естественный рост численности населения;

- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет;

- устойчивый рост реальных доходов граждан, а также рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;

- снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;

- улучшение жилищных условий не менее 5 млн. семей ежегодно;

- ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;

- ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

- вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечить темпы экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;

- создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Далее на 16 страницах текста Указа задания развернуты и конкретизированы.

К сожалению, ход их выполнения и первые итоги не дают оснований для оптимизма.

 

1.      Оценка ситуации

 

Наиболее острыми проблемами России являются чрезмерная коррупция, судебный произвол, кумовство, некомпетентность и безответственность управленцев. Результат – экономика России почти разрушена, конкурентную продукцию мы производить не можем, население нищает. Фактически, у нас долгосрочный экономический спад – деградация и тупик. Тем не менее, проблемы не только не решаются, но обостряются и углубляются.

За годы реформ промышленное производство в России практически уничтожено. Выпуск продукции в натуральном исчислении сократился в десятки раз (примеры см. на рис. 1).

 

Рис. 1. Доля производства продукции в шт. в 2017 году относительно 1990 года

 Закрылись десятки тысяч предприятий. Например, на 1 января 2005 года в России было 102 тыс.138 средних и крупных предприятий и организаций.  На 1 января 2017 года их число сократилось до 50 тыс. 152, т.е. на 49,1%.[2]

Оставшиеся предприятия не загружены из-за отсутствия спроса.

Например, коэффициент использования мощностей (КИМ) в обрабатывающей промышленности составляет около 60%, в том числе в отрасли «Производство машин и оборудования» 35%, «Электротехника и приборостроение» – 34%, «Производство транспортных средств» – 38%.[3] 

Почему же рушится производство и не загружены оставшиеся мощности?

Все очень просто! В России производить не выгодно из-за высоких налогов и недостаточного покупательского спроса. Судите сами.

На одном из совещаний по развитию агропромышленного комплекса В.В. Путин поинтересовался у промышленника К.А. Бабкина, почему находящийся в Канаде и принадлежащий российским собственникам тракторный завод не переводят в Россию. В ответ была подготовлена Аналитическая записка,[4] из которой следует, что завод в Канаде за 2012 год получил прибыль в  размере 16,4 млн. долл., а при переводе его в Россию он получил бы убыток 21,7 млн. долл. Главная причина – высокие налоги в России: в Канаде завод заплатил налоги в сумме 47,9 млн. долл., а в России ему пришлось бы заплатить 74 млн. долл. При этом, на заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а для работы этого завода в России потребуется 65 бухгалтеров. К тому же, в Канаде заводу дают кредиты под 2,3%, а в России – под 11,2%.

Еще более печальная картина складывается при сравнении налоговой нагрузки на предприятие в России и в США, где прогрессивная шкала подоходного налога при которой доход около 1 тыс. долл. в месяц налогом не  облагается, где социальные взносы 13,3% (у нас 30%), где нет НДС (у нас 20%) и  налога на имущество предприятий (у нас 2,2%), где расходы на приобретение оборудования стоимостью до 2 млн. долл. в год уменьшают налоговую базу прибыли и налогом не  облагаются.

Для примера мы взяли модельное предприятие, предложенное Минфином в «Основных направлениях налоговой политики…», и сравнили налоговую нагрузку на это предприятие в России и в США. Получилось, что налоговая нагрузка на это предприятие в России выше, чем в США, в 5-8 раз (в зависимости от того, на что расходуется прибыль).

А вот какие налоги в Казахстане:[5] НДФЛ – 10%, НДС – 12%, социальные взносы – 11% (имеются льготные ставки для сельхозпроизводителей), налог на прибыль – 20% (имеются льготные ставки 15% и 10%). Возможно, в том числе и поэтому ВВП Казахстана растет быстрее, чем в РФ, и в 2018 году рост составил 4,1%. При этом объем инвестиций в основной капитал составил 11 трлн. 130 млрд тенге (почти $30 млрд.), что на 17,2% больше, чем в прошлом году.[6]

Наша налоговая система неконкурентоспособна. Она не способствует развитию производства. Наконец-то это начали понимать и в Минфине: «30% одних страховых взносов! Я уж не говорю про НДС, про подоходный налог. В других странах нет такой нагрузки. И здесь мы проигрываем конкуренцию, конкурентоспособность нашей налоговой системы по сравнению с другими странами»[7], – заявил министр финансов А.Г. Силуанов в ходе панельной сессии «Налоговая система России: образ будущего» на Гайдаровском форуме в январе 2018 г. в Москве.

Соответственно в России меняется структура промышленного производства.

Сырьевая продукция – кокс и нефтепродукты, нефть и газ, металлы, уголь, химические вещества и химические продукты – сегодня составляет[8] 72,6% производства (см. рис. 2).

 

Рис. 2. Структура производства России в 2018 году

Изменилась и структура экспорта. Доля промышленной продукции и услуг в экспорте России в 2017 году в 2,3 раза меньше, чем СССР в 1990 году.[9]

Последние три года число закрывшихся предприятий вдвое превышает число вновь открывшихся. Например, по данным аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza,[10] в 2018 году в России было открыто более 290 тыс. предприятий, а прекратили свою деятельность свыше 600 тыс. компаний.

Причин закрытия предприятий много. Но главные проблемы создает Федеральная налоговая служба (ФНС). М.В. Мишустин, будучи начальником ФНС, был прав: «Налоговая служба с каждым годом работает эффективней – растет собираемость налогов, растет уровень автоматизации, растут риски для тех, кто уклоняется от уплаты налогов. В частности, налоговой службой создана Система АСК НДС-2, которая позволяет выстраивать цепочки формирования добавленной стоимости и автоматически пресекать уклонение от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога. По данным ФНС, за период действия системы, количество фиктивных компаний сократилось более, чем в два раза, а количество случаев заявления возмещения НДС высокорисковыми организациями – почти в 15 раз. По оценке Налоговой службы, благодаря АСК НДС-2 за семь месяцев 2017 года в бюджет дополнительно поступило НДС на сумму 93 млрд рублей».[11]

Но чем эффективней работает ФНС, тем интенсивней разрушается экономика России. Дело в том, что ФНС не обладает правом законодательной инициативы и не занимается совершенствованием налоговой системы; но работает более эффективно, чем те, кто курирует и создает налоговые законы (Минфин). В результате, нарушено равновесие между возможностями предприятий уклоняться от уплаты налогов и требованиями ФНС – предприятия разоряются.

По данным экспертов Высшей школы экономики[12], «в настоящий момент 10% работающих в России предприятий находятся в предбанкротном состоянии… Доля абсолютно благополучных промышленных компаний в стране – не более 12-14%. Многие из этих предприятий в той или иной степени аффилированы с государством… Несмотря на то, что формально налоги не повышаются, на деле сборы с бизнеса растут… Несмотря на падение прибылей в целом по экономике на 10,9% за первое полугодие 2017 г., ФНС отчиталась о росте сборов в бюджет на треть».

По данным экспертов ЦМАКП[13], «по состоянию на январь 2017 года, в течение последних 20 месяцев ежемесячно банкротится от 1000 до 1050 предприятий».

Ни это ли результат повышения эффективности ФНС?

Одна из наиболее актуальных проблем России – сложность налогового администрирования. На рис. 3 приведен скрин с экрана компьютера Программы 1С.Бухгалтерия – «Отчёт по НДС» реального малого машиностроительного предприятия численностью 12 человек.

 

 

Рис. 3. Программа 1С.Бухгалтерия – «Отчёт по НДС»

На экране текст: «…Количество печатных листов отчёта 1444. Печать данного количества листов не является целесообразным. Продолжить?». Нет, не надо. Вот такая у нас отчётность. Сдавать отчёт на бумаге не нужно, но ошибка на любой странице может привести к последствиям вплоть до уголовных.

Сочетание налогового пресса и неразумных требований к отчетности затрудняют нормальную работу предприятий.

Прежде чем «закручивать гайки» и повышать или вводить новые налоги, необходимо разработать современную систему налогообложения и, в частности, оптимизировать ставки налогов до разумного уровня и улучшить налоговое администрирование. Налоги должны быть минимальными, а их собираемость максимальной.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в соцсетях назвал идиотской существующую в России налоговую политику, не позволяющую никому ни покупать, ни работать.[14]

До сих пор никаких мер по исправлению ситуации Правительство РФ не принимало. Более того, процесс разрушения экономики ускоряется.

Вот что говорил в октябре 2019 года Бизнес Омбудсмен Б.Ю. Титов:

«С начала 2019 года в России закрылось 700.000 компаний. До конца года, при самом благоприятного прогнозе, закроется ещё около 300.000 организаций. Статистика ужасающая и крайне печальная. Но, к сожалению, власти этого не замечают, либо просто не хотят замечать. Если в 2018 годы ликвидацию компаний мы могли связать с закрытием «обнальных» контор. То в 2019 году большинство из закрытых организаций были белые и прозрачные. Большая часть закрытых юридических лиц приходится на регионы. Города миллионники худо-бедно но выживают, а вот по регионам же ситуация действительно катастрофичная. Стоит выехать в любой регион за пределы Москвы. Будь это Уральский федеральный округ или же Сибирь. С такими темпами до 2021 года в России будет уничтожено 70% всего частного бизнеса и весь оставшийся и существующий бизнес будет состоять из сетевых игроков и компаний сидящих на государственных откатах и тогда смело можно будет считать, что Россия это страна где бизнес состоит только из алкогольных сетей и продуктовых сетей с второсортными продуктами. Всё это приведёт к массовому увеличению безработицы, что, в свою очередь, спровоцирует рост уровня преступности. И очень жаль, что большинство из вас думает о том, что его это не коснётся. Совсем скоро это коснётся каждого и девяностые мы будем вспоминать с милыми и добрыми воспоминаниями. Хотя где-то уже вспоминают...».[15]

А вот что говорят в Минэкономразвития:

«За последний год из-за ухудшения экономических условий в России закрылось 668 тыс. юридических лиц… В частности, негативно на предприятия повлияло повышение НДС, окончание действия пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков ряда налогов и внедрение контрольно-кассовой техники. В министерстве не исключают, что бизнес продолжит закрываться, когда будет отменен единый налог на вмененный доход».[16]

Возможно теперь, когда М.В. Мишустин стал председателем Правительства РФ и несет ответственность не только за сбор налогов, но и за выполнение Национальных проектов, ситуация изменится. Теперь Михаил Владимирович займется и развитием экономики, и совершенствованием российской налоговой системы. И мы готовы ему в этом помочь.

Экспертами ЭАЦ «Модернизация», с привлечением ученых РАН и специалистов из разных отраслей народного хозяйства России, разработаны конкретные меры, реализация которых коренным образом улучшит экономическую ситуацию и предпринимательский климат в нашей стране и, в частности, вдвое снизит налоговую нагрузку на производство. При этом, за счет совершенствования администрирования и перераспределения имеющихся ресурсов дополнительные доходы бюджета составят от 14,0 до 16,0 трлн. руб. ежегодно. В дальнейшем доходы будут расти, благодаря росту налоговой базы. Одновременно будет обеспечен необходимый рост ВВП и созданы условия для выполнения Национальных проектов по Указу В.В. Путина от 7 мая 2018 г.

Эти меры разработаны при выполнении следующих исследовательских работ:

1. «Модернизация России: проблемы и пути их решения», 2012 г., 540 с. Работа выполнена по заданию Промышленного Союза «Новое содружество». Руководитель разработки Р.И. Нигматулин, академик и член Президиума РАН;

2.  «Модернизация подоходного налога и снижение социального неравенства». 2011 г., 128 с. Работа выполнена по заданию Председателя Совета Федерации РФ С.М. Миронова. Руководитель разработки А.Ю. Шевяков, д.э.н., директор ИСЭПН РАН; 

3. «Налоговая доктрина. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации». 2011 г., 320 с. Работа выполнена по заданию Председателя Совета Федерации РФ С.М. Миронова. Руководитель разработки В.А. Кашин, государственный советник налоговой службы II ранга, д.э.н., первый зам. директора ФГУП Институт развития налоговой системы при ФНС.

4. «Администрирование внешнеторговых грузопотоков», 2013 г., 480 с., Работа выполнена по заданию Комитета по транспорту Государственной Думы РФ. Руководитель разработки В.А. Цветков В.А., д.э.н., чл.-корр. РАН, директор ИПР РАН.

5. «Экономика России: что происходит и что делать», монография, изд. «Экономика», 320 с., М., 2019 г.

С работами можно ознакомиться на сайте www.modern-rf.ru в разделе «Наши труды».

Ниже приведены предлагаемые нами меры с кратким обоснованием.

 

1.      Совершенствование налоговой системы.

 

Совершенствование подоходного налогообложения.

 

Введение прогрессивной шкалы подоходного налога – одна из главных мер улучшения социально-экономической ситуации в России.

Тема – не новая, но сегодня особенно актуальная.

Расчеты Института социально-экономических проблем народонаселения РАН показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала, то ВВП России был бы на 30-50 процентов выше, чем в реальности.[17]

Объяснение очень простое. Если у большинства населения нет денег, то нет покупательского спроса, и ВВП не растет. А богатые тратят в России ровно столько, сколько надо на достойное существование, а основные средства хранят за рубежом и там же покупают недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.). Или занимаются бизнесом, т.е. на выкачанные из России деньги развивают экономику других стран, что также не способствует росту производства и ВВП в России. Например, только в 2012 году российские компании вложили в покупку иностранных предприятий более 139,1 млрд. долларов[18] или 4,24 трлн. руб. По данным Центробанка РФ, с 2008 по 2018 г. чистый отток капитала (ввоз минус вывоз) составил 735,9 млрд. долларов[19] или в среднем 66,9 млрд. долл. в год. Чистый отток капитала из РФ в январе-мае 2019 г. вырос в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил $35,2 млрд.[20] или 2,3 трлн. руб. при среднем курсе доллара в январе-мае 2019 года 65,36 руб. за 1 доллар.[21]

Наличие покупательского спроса – главный фактор экономического развития. Именно прогрессивная шкала позволяет наполнять бюджет, перераспределять доходы наиболее оптимальным образом и снижать имущественное неравенство.

«Имущественное неравенство в России является самым высоким в мире, за исключением малых народов Карибского бассейна». Таково мнение независимых экспертов[22]. По данным 2010 года[23] «1% населения России получает около 40% всех доходов. Для сравнения: в США доля 5% наиболее богатых домохозяйств в национальном доходе составляет всего 21%. На 1% самых богатых людей в США приходится 8% национального дохода. Таким образом, в России степень неравенства в 5-10 раз выше, чем в США». Так было в 2010 году. С тех пор ситуация стала еще хуже. Сумма доходов менее 1% населения превышает сумму доходов остальных 99%. Такого нет нигде. И это может привести к социальному взрыву. При этом повод может быть любым.

Одним из показателей, характеризующих уровень достатка населения, является МРОТ – минимальный размер оплаты труда. На рис. 4 представлена информация о минимальных месячных заработных платах в Европе. Она основана на данных Службы статистики Европейского Союза Eurostat. Хотя в разных странах минимальный размер оплаты труда установлен за 1 час, день, неделю или месяц работы, в таблице сделан пересчет на минимальную месячную заработную плату. Для справки: МРОТ в России в 2018 г. – 9489 руб./мес., в 2019 г. – 11280 руб./мес., в 2020 году – 12130 руб./мес.

 

      Рис. 4. Размер минимальной оплаты труда в Европе в 2018 году[24]

                  (МРОТ, руб/мес.; 1 евро = 71,5 руб.) 

 

Можно заметить, что наш МРОТ почти вдвое меньше минимального МРОТ в Европе – у Болгарии в 2018 году МРОТ 18.645 руб./мес. против нашего 9.489 руб./мес. С другими странами лучше не сравнивать – там разница существенно больше.

Наличие прогрессивной шкалы – обязательное (хотя и не единственное) условие развития России. Такая шкала есть у всех стран ОЭСР, «Двадцатки», БРИКС и многих других. Более того, на Гайдаровском форуме (январь, 2013) генсек Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель Гурриа заявил, что ОЭСР «не готова принять РФ в свои ряды из-за плоской шкалы налогов, бедности и недофинансирования медицины». Анхель Гурриа посоветовал руководству РФ объявить фискальную войну вопиющим диспропорциям посредством введения прогрессивной шкалы. А ведь в ОЭСР Россия пытается попасть с 1996 года.

Вопрос о целесообразности введения прогрессивной шкалы подоходного налога в России поднимается регулярно. Дело в том, что при введении в 2001 году плоской шкалы тогдашний президент Владимир Путин пообещал, что в таком виде налог просуществует десять лет.[25] 

Между тем, оказалось двух-трех лет оказалось достаточно, чтобы увидеть неэффективность плоской шкалы. Это подтверждено соответствующими исследованиями.

Вот, например, заключение Счетной Палаты РФ[26]: «Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда в результате введения единой пониженной ставки налога на доходы физических лиц и регрессивной шкалы отчислений от единого социального налога не оказало существенного влияния на легализацию необлагаемых ранее налогом доходов. Так, с 2001 года по 2003 год поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации увеличились в 1,8 раза. Денежные доходы населения в этот период возросли в 1,8 раза, начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника – в 1,9 раза». Конец цитаты.

А вот результаты исследований Всероссийского Центра уровня жизни[27]: «При введении в 2001 году одного из самых низких в мире уровней налогообложения личных доходов, по ставке, независимой от их размеров, высказывались доводы об ожидаемом расширении налогооблагаемой базы за счет вытаскивания на «свет» денежных доходов состоятельных и богатых налогоплательщиков и, как следствие этого, увеличения доходов казны. Оказалось, что эти доводы не выдерживают испытания практикой. Абсолютный прирост сумм налога произошел, но не в связи с принятием единой ставки. Он обусловлен введением в этот период налогообложения доходов военных, сотрудников милиции и ряда других категорий населения. Что же касается влияния плоской шкалы на легализацию «черных» доходов, то этого не происходит. Те, кто не платил по ставке 60% в 1992 году, 35% в 1997 - 1998 годах, 20 - 30% в 1999-2000 годах, не платят со всех сумм доходов и по ставке 13%. Между тем, в других странах состоятельные граждане сполна платят и по более высоким ставкам, достигающим 70%...». Конец цитаты

Плоскую шкалу сегодня применяют в 27 странах, в том числе:  в 10 республиках бывшего СССР (Россия, Беларусь, Грузия, Украина, Латвия, Эстония, Литва, Киргизия, Туркменистан, Казахстан), в 10 бывших странах народной демократии и республиках Югославии (Болгария, Чехия, Словакия, Румыния, Монголия, Албания, Сербия, Македония, Босния и Герцеговина, Черногория), на островах Джерси, Гернси, Ямайка, Тринидад и Тобаго, а также в Ираке, Мавритании и Белизе. В этих странах, за исключением России, проблемы неравенства не стоят так остро. 

Плоскую шкалу отстаивают обладатели высоких доходов и обслуживающие их эксперты. Вот что говорил 8 октября 2014 г. Министр экономического развития А.В. Улюкаев:[28] «Плоская шкала налога на доходы физических лиц – один из краеугольных камней этой системы… Введение прогрессивной шкалы не прогрессивно, а реакционно… Собираемость подоходного налога очень высокая. Степень уклонения – небольшая…» Конец цитаты.

Все – не так! Министра обманули или он не хотел нас расстраивать.

В Таблице 1 в качестве примера приведены некоторые параметры подоходного налогообложения и уровень коррупции в разных странах.

 

Таблица 1. Коррупция и подоходный налог в разных странах в 2019 году[29]

Страна

Уровень коррупции.

Место в рейтинге

из 180 стран[30]

Ставки

НДФЛ

%%

Необлагаемый среднемесячный минимум

Дания

1

6,83-65,0

нет

Нидерланды

8

5,85-52,0

нет

Канада

9

15,0-33,0

Около $1000/мес.

Великобритания

11

0-45,0

1.000 фунтов/мес.

Германия

11

14,0-45,0

750 евро/мес.

Япония

18

5,0-50,0

нет

Франция

21

14,0-45,0

830 евро/мес.

США

22

0-37

Около $1000/мес.

Израиль

34

10,0-47,0

нет

Индия

78

10,0-30,0

-

Китай

87

3,0-45,0

$750/мес.

Бразилия

105

7,5-27,5

$387,5/мес.

Россия

138

13

нет

 

Из таблицы видно, что по уровню коррупции Россия далеко оторвалась от других.

Там, где шкала прогрессивная, коррупция меньше. Видимо, это не случайно. В том числе и поэтому прогрессивную шкалу подоходного налога с высоким необлагаемым налогом доходом применяют в большинстве стран.

В Китае[31] с 2019 года не облагают налогом доход до $750 (5000 юаней или 45.700 руб) в месяц при прогрессивной шкале со ставками подоходного налога от 3% до 45%. До 2019 г. в Китае не облагали $600 в месяц.

В большинстве развитых стран необлагаемый минимальный доход составляет около $1000 в месяц. Те, кто имеет доход менее этой суммы, налоги не платят, а у тех, у кого доходы выше, платят налог лишь с суммы, превышающей $1000 в месяц.

Кроме того, во всех странах существуют налоговые вычеты, благодаря которым граждане платят меньше.

С учетом мирового опыта и российского менталитета мы предлагаем на первом этапе подоходный налог со ставкой 13% оставить для дохода до 250 тыс. руб. в месяц. Свыше этой суммы получают зарплату 0,8% работников России[32] (см. рис.5).

Например, ВТБ оценил число россиян с доходами выше 120–150 тыс. руб. в месяц в 1,3 млн человек, или 0,9% населения страны.[33]  

По расчетам Бранко Милановича[34], профессора Университета в Нью-Йорке, подсчитавшего для разных стран заработок тех, кто входит в 1% богатейших людей, для России это – $47.083/год или 250 тыс. руб./мес.

Минимальный необлагаемый налогом доход должен быть хотя бы 20 тыс. руб. в месяц. Это существенно меньше, чем в развитых странах, но для начала было бы неплохо – мы выйдем на уровень наших партнеров по БРИКС – в Китае, если перевести на рубли, не облагают 45,7 тыс. руб./мес., в Бразилии – 24 тыс. руб./мес.

Для дохода от 250 тыс. до 1 млн. руб. мы предлагаем ставку налога 30%; свыше 1 млн. руб. в месяц – 50%.

50% для страны, с таким социальным неравенством как у нас, совсем не так много. Например, в Англии несколько десятков лет назад высшая ставка налогообложения составляла 98%,[35] а затем плавно снизилась до 75%, затем до 60% и наконец достигла нынешнего уровня в 45%. В США с 1951 по 1964 год максимальная ставка подоходного налога была равна 91%. Сегодня там максимальная ставка 37%.

Благодаря необлагаемому налогом доходу в 20 тыс. руб. в месяц, снижение налоговой нагрузки почувствует абсолютное большинство россиян, и лишь около 0,8% должны будут платить повышенный налог.

 

На основе данных Росстата за апрель 2019 г.

Рис. 5. Распределение работников по размеру заработной платы в России в (апрель 2019)

 

И никто никуда не убежит – все, что можно вывести за рубеж, выводится и при сегодняшней ставке. К тому же большие зарплаты получают менеджеры госсектора и корпораций, которые дают более половины ВВП в России.

И делать это нужно в кратчайшие сроки, не ожидая окончательного разрушения промышленности и больших социальных проблем.

В 2018 году в России с 70 млн. плательщиков НДФЛ[36] был собран подоходный налог в сумме 3.654,2 млрд. руб., что составляет 9,8% доходов консолидированного бюджета и 18,8% доходов Федерального бюджета. Вся сумма налога остается в бюджетах субъектов Федерации, в которых он был собран, и составляет в среднем 29,5% их доходов. Весомость налога в доходах бюджетов регионов является одним из факторов, из-за которых не вводится прогрессивная шкала с необлагаемым минимумом дохода – выпадение доходов из бюджета из-за введения необлагаемого минимума – один из аргументов противников прогрессивной шкалы.

Введение для 70 млн. налогоплательщиков необлагаемого минимума в размере 20 тыс. руб./мес. повлечет за собой потери бюджета в размере 2,2 трлн. руб.

Откуда возьмутся дополнительные доходы?

Дополнительные доходы будут получены за счет прогрессивной шкалы и совершенствования системы подоходного налогообложения.

Во-первых, нужна нормализация в принципиальных подходах к налогообложению доходов. Основа уже есть в самом НК РФ, где доход определяется как «материальная вы-года». Нужно только убрать все оговорки и «относки» и оставить саму суть – «выгода», полученная любым лицом в любой форме и в любом составе.

Дальше – убрать всякие самоцензурные ограничения: где бы данное лицо не имело такие «выгоды», на территории России или в любом другом месте, все это – его облагаемый и подлежащий декларированию его доход. И никаких налоговых иммунитетов для воров, мошенников, взяточников, и т.д. А также и при налогообложении компаний и вообще любых юридических лиц – также весь контроль развернуть на физических лиц: вместо того, чтобы разыскивать фирмы по их фиктивным адресам, просто взять под самый жесткий контроль физические лица – выгодоприобретателей от деятельности этих фирм (тех, кто реально распоряжается имуществом фирмы, управляет ее банковским счетом, и т.д.).

При этом необходимо убрать из закона все перечисления или уточнения типа «что считать доходом» и «что не считать доходом» (есть выгода – есть доход и нужно взимать налог, нет выгоды – нет дохода и нет налога), равно и все льготы для отдельных «заслуженных» граждан и сословий. На Западе давно нет льгот по налогам ни для бандитов, ни для королей.

Во-вторых, доходы бюджета возрастут за счет повышения ставок налогов на большие доходы. Доля налогоплательщиков, получающих повышенные доходы (свыше 250 тыс. руб. в месяц составляет 0,8% от всех налогоплательщиков. Богатства наших богатых постоянно растут. Количество долларовых миллионеров в России с 2018 по 2019 год выросло со 172 000 до 246 000 человек, в том числе 7% из них обладали богатством от 10 до 100 млн. долларов, а богатство других составляло от 1 до 10 млн. долл.; число долларовых миллиардеров увеличилось с 74 до 110 человек.[37]

В-третьих, надо ратифицировать Статью 20 «О незаконном обогащении» Конвенции ООН «О противодействии коррупции», которую Россия ратифицировала в 2006 году, но без Статьи 20. Глядишь, и коррупции станет меньше – ведь иметь доход и его не тратить практически невозможно. А тратить опасно. Сегодня, по меньшей мере, с половины официальных доходов НДФЛ и социальные взносы не платят.

Если ввести предлагаемую нами шкалу подоходного налога и выявлять доходы так, как это принято в развитых странах, наш бюджет получит дополнительно 2,0-3,0 трлн. руб.

 

Совершенствование налога на добавленную стоимость.

 

Непосвященному человеку может показаться, что посчитать добавленную стоимость и налог с нее – задача для младшего школьника: купил за 100 руб., что-то доделал, «наварил» и продал за 150 руб., из них 50 руб. – добавленная стоимость; 18% от 50 руб. и есть НДС.

Но профессионалы знают, что это далеко не так. Более половины своего времени бухгалтеры тратят на НДС – на выколачивание счетов-фактур от поставщиков, проверку правильности их заполнения, подготовку документов для встречных проверок и т.д. Не зря же на входящем в «Новое содружество» заводе «Ростсельмаш» работают 200 бухгалтеров, а на входящем в то же «Новое содружество» тракторном заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров. А всего, по данным «Деловой России», в России работают около 5 млн. бухгалтеров – одна из самых популярных профессий.

Налоговые органы тоже большую часть своего времени тратят на проверку уплаты НДС; в отношении уплаты этого налога проводится более половины встречных проверок.

НДС – самый проблемный налог в России.

Вместе с тем, НДС – один из основных источников доходов бюджета. В 2018 году был собран НДС в сумме 6.016,7 млрд. руб., в том числе Федеральной налоговой службой (ФНС) собраны 3.574,6 млрд. руб. за товары, произведенные и реализованные в России, и Федеральной таможенной службой (ФТС) – 2.442,1 млрд. руб. – за импорт. НДС составил 16,12% консолидированного бюджета РФ и 30,93% Федерального бюджета.   Именно весомость НДС для бюджета требует особого внимания к способам и порядку реформирования этого налога.

Существующая процедура расчета НДС превратила налог в «глобальную головную боль». Манипуляции со счетами-фактурами или отсутствие счетов-фактур искажают реальную картину. Ситуацию усугубляет наличие разных ставок НДС для разных видов товаров, работ и услуг и разных налогоплательщиков. Те, кто применяет упрощенную систему налогообложения, НДС платить не должны. Основная ставка НДС равна 18%, но для многих видов продукции (продукции сельхозпроизводителей, некоторых видов продуктов питания, товаров для детей, книг и др.) ставка НДС составляет 10%, для некоторых – 0%. Экспорт НДС не облагается. Заметим, что недополученная сумма НДС (1,4 трлн. руб.) за товары (работы, услуги), освобожденные от уплаты НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, превысила в 2006 г. сумму НДС за товары (работы, услуги), реализованные в России (924,2 млрд. руб.). В последующие годы соотношения сохранились.

Парадокс, но, согласно Налоговому кодексу, налоговой базой налога на добавленную стоимость является не добавленная стоимость, а стоимость реализованной продукции. Еще один парадокс – НДС взимают с авансов, т.е. когда добавленная стоимость еще не создана. Третий парадокс – показателя «добавленная стоимость» и его определения вообще нет в Налоговом Кодексе.

Существующие методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС. Половина осужденных предпринимателей сидят из-за НДС.

Министр финансов А. Силуанов сообщил[38], что собираемость НДС в России составляет 94%, и он хочет повысить ее до 98%. Министра ввели в заблуждение. На самом собираемость НДС в России не превышает 30-40%. И это – оптимистическая оценка.

Посмотрим, что говорят о НДС данные ФНС и Росстата (табл. 3)

 

Таблица 3. Отраслевая структура НДС, собранного ФНС (форма 1-НОМ) и

добавленной стоимости (Росстат) по отраслям в 2018 году, млрд. руб.

 

Например, с отраслей, облагаемых НДС, в 2018 году, согласно Форме 1-НОМ ФНС, был собран НДС в сумме 3,37 трлн. руб., а валовая добавленная стоимость этих отраслей, согласно Росстату, составила 63,92 трлн. руб. Т.е. эффективная ставка НДС составила не 18%, а 3,37:63,92х100% = 5,3%. Т.е. собираемость НДС составила 5,3:18х100% = 29,4%.

 

Мы предлагаем: снизить ставку НДС до 8%, считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости и ставки налога; оптимизировать льготы по НДС; отменить возмещение НДС экспортерам сырья; 50% НДС оставлять регионам.

Дополнительные доходы бюджета составят более 1 трлн руб.

Расчет. При предлагаемой нами ставке НДС 8% и при его расчете без возмещений как произведение добавленной стоимости и ставки налога с той же базы будет собрано 63,92х0,08 = 5,11 трлн. руб., т.е. на 5,11-3,37=1,74 трлн. руб. больше, чем было собрано при ставке НДС 18% и по существующей методике его расчета.

Кроме того, дополнительные доходы получит бюджет, благодаря предлагаемой нами отмене возмещения НДС экспортерам сырья.

Расчет. С 2000 по 2012 год экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС – в 16 раз.[39] Это значит, что значительная доля НДС возмещалась незаконно, а именно (1-1:16х5,2) х 100% = 67,5%. Можно предположить, что примерно такая же доля НДС незаконно возмещается и сегодня. Экспорт России в 2018 году составил 450 млрд. долл. Мы предлагаем отменить возмещение НДС экспортерам сырья (нефти, газа, металла, удобрений и др.), доля которого составила около 80% российского экспорта, т.е. 360 млрд. долл. С 360 млрд. долл. был возмещен НДС по ставке 18% в сумме 360х0,18 = 64,8 млрд. долл. или 4,08 трлн. руб. при среднегодовом курсе доллара 62,93 руб. Если считать только незаконную часть возмещений, дополнительный доход бюджета составит 4,08х0,675=2,75 трлн. руб. Т.е. эти деньги останутся в бюджете. При предлагаемой нами ставке НДС 8% в бюджете останется 2,75 : 18 х 8 = 1,2 трлн. руб.

Сегодня весь собираемый НДС поступает в Федеральный бюджет. Выделение 50% НДС регионам повысит их заинтересованность в увеличении добавленной стоимости и существенно сократит число дотационных регионов. Сегодня 80% из числа всех регионов являются дотационными.

 

Совершенствование социальных сборов

 

Мы предлагаем снизить ставку социальных взносов с 30% до 20% и отменить предельные ставки для взносов в ПФР и ФСС, т.е. отменить регрессию. По фактическим данным 2017 года эта мера дала бы бюджету дополнительно 0,3 трлн. руб.

 

Совершенствование налогообложения прибыли

Мы предлагаем уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объеме до 50 млн руб. в год.

Например, в США налогооблагаемую базу прибыли, инвестируемую в производство, можно уменьшать на сумму до двух миллионов долларов в год.

Мы предлагаем отменить все формы налогообложения фермеров (самостоятельных товаропроизводителей сельхозпродукции), оставив только налог на уровне розничной торговли.

Поступления в бюджет, предусмотренные специальными налогами в отрасли «сельское хозяйство, охота и услуги в этих областях» согласно форме 1-НОМ ФНС в 2018 году, составили 0,1% от суммы всех налогов. Можно предположить, что стоимость администрирования этих налогов превышает сумму налогов, собранных с этой отрасли.

 

Сократить объем налогового отчета (декларации) до 1–2 страниц.

Например, в Швеции предприятие (независимо от его размера) получает из Налоговой инспекции заполненную Декларацию на одной странице по налогам на фонд оплаты труда и НДС, подписывает ее при отсутствии замечаний и возвращает в Инспекцию, или пишет свои замечания с обоснованиями.

Реализация мер по совершенствованию налоговой системы в корне улучшит предпринимательский климат в нашей стране и, в частности, вдвое снизят налоговую нагрузку на производство. При этом, за счет совершенствования администрирования и перераспределения имеющихся ресурсов дополнительные доходы бюджета составят от 3,0 до 5,0 трлн. руб.

2.      Совершенствование работы таможни

Огромные потери несет наша экономика из-за несовершенства работы таможни.

Нелегальный импорт «душит» отечественного производителя, а нелегальный экспорт «подтачивает» бюджет. По разным товарным группам расхождение данных Федеральной таможенной службы об импорте и экспорте и данных приграничных государств, ВТО и ООН доходит от 30 до 70%. В коренном реформировании нуждается организация внешнеторговых операций и, прежде всего, надо реформировать Федеральную таможенную службу.

Потери бюджета от злоупотреблений при внешнеэкономической деятельности Росстат не считает. Тем не менее, о масштабе статистических расхождений и возможных потерь можно судить на основании данных, опубликованных в СМИ, и представленных в статистических отчетах ряда международных организаций, в частности ВТО и ООН.

В работе[40], выполненной в 2013 г. по заданию Комитета Государственной Думы по транспорту, выявлены огромные экономические потери, которые несет Россия при экспорте и импорте. Для оценки потерь был использован, применяемый обычно в этом случае, метод зеркальной статистики, суть которого состоит в том, что сравниваются отчетные данные стран-партнеров по одним и тем же операциям. Например, данные России об экспорте в те или иные страны, должны совпадать с данными этих стран об импорте из России или экспорте в Россию. Между тем, расхождения данных ФТС с данными стран-партнеров весьма существенны.

Например, по данным ФТС экспорт товаров 27-й группы (топливо минеральное, нефть) в Германию в 2015 году составил 10,9 млрд. долл., а по данным Германии, она получила из России за тот же период 27,1 млрд. долл.

По результатам нашей работы и по указанию руководства Правительства РФ, при Государственной Думе в 2015 году была создана Межведомственная комиссия, которая установила, что только из-за недополучения НДС, таможенных пошлин и акцизов таможенные потери российского бюджета от «серого» импорта и экспорта в 2013 г. составили не менее 2,5 трлн руб.[41] В последующие годы ситуация не изменилась. Например, в 2018 году Россия поставила в США нефтепродукты на 4,9 млрд. долл., а США за тот же период получили их на 10,7 млрд. долл. [42]

С целью уменьшения злоупотреблений мы предлагаем обязать Федеральную таможенную службу с применением «зеркальной статистики» выявлять и объяснять руководству страны и подкреплять документами разницу своих данных об экспорте и импорте и данных, представляемых странами-партнерами. Сегодня эта разница достигает 100% и более.

 

3.      Повышение эффективности изъятия природной ренты

 

Кому достаются доходы от продаж нефти и газа.

 

В Федеральном бюджете РФ, согласно Минфину, доля нефтегазовых доходов составляет 46%[43]. Доходы Консолидированного бюджета РФ в 2018 году составили 36.917,0 млрд руб. Из них нефтегазовые доходы составили 24,4%.[44], а именно 9.018,0 млрд руб[45],

Прикинем, много ли это.

В 2018 году добыча нефти, включая газовый конденсат, составила 555,8 млн тонн., в том числе на переработку поступило 290,7 млн тонн, на экспорт – 260,2 млн тонн.[46]

Одна тонна нефти эквивалентна 7,3 барреля. Т.е. на переработку пошло 290,7 х 7,3 = 2.122,11 млн баррелей, а на экспорт 260,2 х 7,3 = 1.899,46 млн баррелей.

Среднегодовая мировая цена российской нефти Urals в 2018 году составила $70,01 за 1 баррель.[47]

Таким образом, стоимость нефти, поставленной на экспорт в 2018 г. составила 1.899,46 х 70,01 = 132,3 млрд долл.

Добыча газа в 2018 г. составила 733 млрд. куб. м. Из них на экспорт пошло 245 млрд. куб. м при средней цене 220 долларов за тысячу кубометров, т.е. на сумму 245 млрд : 1000 х 220 = 53,9 млрд долл.

Итого за поставленную на экспорт нефть и газ Россия получила 132,3 + 53,9 = 186,2 млрд долл., что при среднегодовом курсе 62,94 руб за 1 доллар, составляет 186,2 х 62,93 = 11.717.6 млрд руб.

Как сказано выше, 290,7 млн тонн. нефти пошло на переработку, т.е. осталось в России. Стоимость сырой нефти в России составляет от 22,0 до 28,0 тыс. руб за тонну.[48]  Средняя цена – 25,0 тыс. руб за тонну. Таким образом, 290,7 млн тонн стоит 290,7 х 25,0 = 7.267,5 млрд руб.

Внутренне потребление газа составило 733 – 245 = 488 млрд куб. м при цене 100 долларов за 1 тыс. куб. м, т.е. на общую сумму 48,8 млрд долл. или 3.071,0 млрд руб. при среднегодовом курсе доллара 62,93 руб.

Итого за нефть и газ, оставшиеся в России, было уплачено 7.267,5 + 3.071,0 = 10.338,5 млрд руб.

Таким образом, общая стоимость нефти и газа поставленных на экспорт и проданных в России составила 11.717,6 + 10.338,5 = 22.056,1 млрд руб.

Средняя себестоимость добычи 1000 куб м газа составляет 20 долларов.[49]

Среднюю себестоимость добычи нефти примем равной 15 долларов за 1 баррель.[50]

Таким образом, все расходы по добыче 555,8 млн. тонн. нефти составляют 555,8 х 7,3 х 15 х 62,93 = 3.829,9 млрд руб., а по добыче газа – 733 млрд куб м : 1000 х $20 х 62,93 руб. = 922,6 млрд руб.

Общие расходы по добыче нефти и газа в России в 2018 году составили 3.829,9 + 922,6 = 4.752,5 млрд руб.

Если бы нефть и газ принадлежали государству, то после покрытия всех расходов по добыче у него осталось бы 22.056,1 – 4.752,5 = 17.303,6 млрд руб. Между тем, как сказано выше, нефтегазовые доходы Консолидированного бюджета РФ составили 9.018,0 млрд руб., т.е. доходы бюджета-2018 могли бы быть больше на 17.303,6 – 9.018,0 = 8.285,6 млрд руб.

 

О целесообразности перехода на «Сервисные контракты» при взаимодействии российского государства с добывающими компаниями.

 

Государство пытается оптимизировать нефтегазовые доходы манипуляциями с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), с НДД (налог на дополнительный доход), с акцизами и с таможенными пошлинами. В результате мы имеем то, что имеем — неэффективное производство, потери бюджета и повальные злоупотребления.

Между тем ситуацию можно в корне исправить.

Для этого следует изменить порядок взаимодействия российского государства с добывающими компаниями.

В настоящее время в нефтегазовой сфере в мире используются следующие основные виды контрактов: концессия, лицензия на добычу, соглашения о разделе продукции, сервисные контракты. Кроме того, существуют различные подвиды таких контрактов.   Выбрать тип контракта, отвечающий интересам страны, не такая простая задача. 

Мы предлагаем[51] использовать в России так называемые «Сервисные контракты». Это соглашения, по условиям которых подрядчик выполняет геологоразведочные работы и работы по добыче полезных ископаемых от имени государства за фиксированное вознаграждение. Государство несет все риски, связанные с геологоразведкой. Такой тип соглашений характерен для стран Ближнего Востока. При сервисном соглашении компания не получает никакой собственности в проекте. Все компоненты, включая произведенные нефть и газ, принадлежат государству. Компания получает только платежи за оказанные услуги по разведке и добыче в размере оговоренного тарифа на единицу продукции. Например, компания Saudi Aramco оказывала услуги для национальной компании Саудовской Аравии Petromin. Aramco как подрядчик нефтегазовых услуг получала 6 центов – с каждого разведанного барреля и 15 центов – с каждого добытого барреля.[52]

Эта система привлекательна и для нефтедобывающих компаний. За право работы на таких условиях российские компании ведут борьбу за рубежом. Например, в 2009 г. при проведении тендера в Ираке победила заявка «Лукойла» и Statoil (Норвегия), так как консорциум предложил самые выгодные Ираку условия: государство отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 долл. за каждый добытый баррель, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 млн баррелей в сутки[53]. В таких тендерах принимают участие компании всего мира. Нефтяные компании не могут заработать на повышении мировых цен на нефть, но зато заинтересованы в повышении производительности труда и снижении издержек при добыче.

На таких условиях работают большинство стран ОПЕК и некоторые другие страны, в частности, Казахстан.

Поскольку собственником добытого сырья становится государство, то оно получает максимальный возможный доход от эксплуатации природных ресурсов, который включает наряду с обычными налогами и полный объем природной ренты. 

Вводить предлагаемый порядок недропользования можно постепенно. Например, сначала проверить его эффективность на новых месторождениях.

И не нужны никакие НДПИ, СРП, НДД, нефтетрейдеры, офшоры и пр.

Добывающая компания в этих условиях начнет работать, как обыкновенное промышленное предприятие. При этом его не интересуют мировые цены – оно заинтересовано в снижении издержек и повышении производительности труда.

В результате реализации предлагаемого порядка можно будет вдвое снизить тарифы на энергоресурсы (бензин, дизтопливо, электроэнергию, тепло и т.д.) и существенно увеличить расходы на социальные нужды и на инвестиции в экономику.

А цены на бензин внутри страны правительство России могло бы регулировать, исходя из задач развития нашей страны. И 15 руб. за 1 л бензина АИ-95 — вполне нормальная и реальная цена.

Снижение цен на нефтепродукты (бензин, солярка, мазут) будут способствовать развитию села; потянут за собой снижение цен на электроэнергию, тепло и услуги ЖКХ.

Для реализации указанных рекомендаций менять законы не обязательно – достаточно Распоряжения Правительства и политической воли Президента России.

Все виды деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых, регулируются законом № 2395-1-ФЗ «О недрах» (ред. от 30.09.17). Согласно ст. 1.2. «Собственность на недра» (третий абзац), «Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности». Достаточно распоряжения Правительства, чтобы Лицензии на разработку нефти и газа выдавали на основе сервисных контрактов, согласно которым собственность на добытые ресурсы остается за государством.

Заключение

Реализация предлагаемых нами мер только за счет перераспределения ресурсов и совершенствования администрирования позволит в течение 2-3 лет вдвое сократить налоговую нагрузку на производство и одновременно на 14-16 трлн. рублей увеличить ежегодные доходы бюджета. В дальнейшем доходы будут расти за счет увеличения налогооблагаемой базы. Это будет способствовать выполнению «Национальных проектов» по Указу Президента РФ от 7 мая 2018 года

Более подробно с предложениями по изменению налоговой, таможенно-тарифной, кредитно-финансовой, антимонопольной политики, по повышению эффективности изъятия природной ренты и по другим проблемам экономики России можно ознакомиться в работах ЭАЦ «Модернизация» (см. www.modern-rf.ru, раздел «Наши труды»), выполненных ведущими экспертами России под руководством таких ученых как академик РАН Р.И. Нигматулин, чл.-корр. РАН Цветков, д.э.н. Шевяков А.Ю. и др.

Многие из проблем экономики рассмотрены в книге «Экономика России: что происходит и что делать» (авторы М.Д. Абрамов, Ю.Ю. Болдырев, М.А. Бочаров, В.А. Кашин и В.М. Симчера) изд. «Экономика», 319 с., 2019 год.



[1]  Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», http://kremlin.ru/acts/bank/43027

[3] Анализ важнейших структурных характеристик производственных мощностей обрабатывающей промышленности России. ЦСР, ЦМАКП, М., 2017, https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/01/Doklad_promyshlennye-moshhnosti.pdf

[4] Бабкин К.А., Аналитическая записка от 15 октября 2013 г. на имя Президента России В.В. Путина «Почему тракторный завод останется Канаде», https://expert.ru/2013/10/4/proizvodit-v-rossii-nevyigodno/

[5] Налоговая система Казахстана, http://www.kz.spinform.ru/nalogovaya_systema.html

[6] ВВП Казахстана в 2018 году вырос на 4,1%, https://eabr.org/press/news/vvp-kazakhstana-v-2018-godu-vyros-na-4-1/

[7] Минфин предложил изменить структуру налогов на труд, РБК, 17.01.2018

https://www.rbc.ru/economics/17/01/2018/5a5f0ab29a7947f67f483e35

[11] Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за восемь месяцев 2017 года, https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/6972617/

[12] ВШЭ: Каждый десятый завод в России находится на грани банкротства, 01.09.2017, http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/vshe-kazhdy-desyaty-zavod-v-rossii-nakhoditsya-na-grani-bankrotstva-1002301618

[14]Зюганов назвал идиотской налоговую политику в России, «Свободная пресса», 24.01.2020  https://svpressa.ru/economy/news/255259/

[16] Без юрлица: в России за год закрылось почти 700 тыс. предприятий, «Известия», 25 октября 2019 г., https://iz.ru/935870/roza-almakunova/bez-iurlitca-v-rossii-za-god-zakrylos-pochti-700-tys-predpriiatii

[17] А.Ю. Шевяков, А.Я. Кирута, Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные  взаимосвязи, ИСЭПН РАН, М., 2009

[19] Отток капитала из России: Статистика по годам

   http://fincan.ru/articles/28_ottok-kapitala-iz-rossii-ctatistika-po-godam/

[20] https://www.vestifinance.ru/articles/120696?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.com%2Fnews

[21] Средний курс обмена ЦБ РФ в 2019 году по месяцам.

[23] Прогрессивное налогообложение: "за" и "против", Круглый стол в РИА «Новости», 15 апреля 2010 г., http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/177034

[25] Прогрессивное налогообложение: "за" и "против", Круглый стол в РИА «Новости», 15 апреля 2010 г., http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/177034

[26] Аналитическая записка о проблемах налогового, таможенного и бюджетного законодательства РФ и предложениях по его совершенствованию, Бюллетень Счетной палаты РФ, № 8 (80)/2004

[27] Налогообложение семейного дохода на основе потребительских бюджетов, Всероссийский Центр уровня жизни, 2006

[28] Алексей Улюкаев выступил против введения прогрессивной шкалы по НДФЛ   http://www.klerk.ru/buh/news/400336/

[29] Tax Rates Around the World 2019, http://www.worldwide-tax.com/

[31]В Китае отменили подоходный налог на зарплаты меньше $750 в месяц, Новые Известия, 3 сентября 2018

https://newizv.ru/news/world/03-09-2018/v-kitae-otmenili-podohodnyy-nalog-na-zarplaty-menshe-750-v-mesyats 

[33] ВТБ оценил долю состоятельных россиян менее чем в 1%, Сайт РБК 31 марта 2018,

https://www.rbc.ru/finances/31/03/2018/5abe2dde9a794719b63a8f6f

[34] Сколько нужно зарабатывать, чтобы входить в 1% самых богатых людей, http://www.anews.com/p/24495268/

[36] 25.03.18, «Эксперт», В Думу внесен законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ https://expert.ru/2018/03/28/deputatyi-ot-kprf-predlozhili-vvesti-progressivnuyu-shkalu-ndfl-s-2019-goda/

[38] Интервью «Ведомостям» 14 июля 2014 г.

[39] Поварова А.И., «Неэффективное администрирование НДС как угроза экономической безопасности  России», ИСЭРТ РАН, 2012

[40]Администрирование внешнеторговых грузопотоков. Рук. авт. колл. чл.-корр. РАН, д.э.н. В.А. Цветков. М.: ЭАЦ «Модернизация», 2013.

[41] Ученые РАН придумали способ увеличить доходы бюджета на 2,5 трлн руб. // РБК. 30 июля 2015 г. URL: https://www.rbc.ru/economics/30/07/2015/55ba381e9a79470e2badecf7

[42] Сайт ООН https://comtrade.un.org/labs/BIS-trade-in-goods/?reporter=826&year=2015&flow=2

[43] https://zen.yandex.ru/media/id/5be6f52e003c1000aaf86c44/kakova-dolia-neftegazovyh-dohodov-v-biudjete-rossii-5c6002b39e391400ae5f7865

[44] Консолидированный бюджет Российской Федерации 2018. https://aftershock.news/?q=node/737237&full

[45] В том числе НДПИ на углеводороды 6010 млрд руб и таможенные пошлины 3008 млрд руб.

[46] Добыча нефти в РФ в 2018 году повысилась на 1,6%, https://www.interfax.ru/business/644895

[47] Средняя цена нефти Urals в 2018 году выросла на 32%. Этот показатель держится на уровне $70,01 за баррель, https://tass.ru/ekonomika/5965190

[48]  Продажа. Нефть сырая среднетрубная. http://www.tradedir.ru/good/syraya-neft/

[49] https://www.rbc.ru/rbcfreenews/574d6d169a7947cda884798d,   Себестоимость добычи российского газа снизилась до $20

[50] Себестоимость добычи нефти, http://pronpz.ru/neft/sebestoimost.html