Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Оценка ситуации

Зарубежный опыт: Ирландия

До 1990 года Ирландия была беднейшей страной Европы. Сегодня (до кризиса 2008 г.) ее экономика является одной из наиболее успешных и динамично развивающихся в мире. Период беспрецедентного экономического роста в Ирландии начался в начале девяностых годов. С 1990 до 1995 года ежегодный средний экономический рост составлял 4,8%, а с 1995 до 2000 года – 9,5%. С тех пор этот показатель держался на уровне 4–5%. Рост ирландской экономики отражается также и в ежегодном увеличении ВВП, который в 2005 году достиг 160 миллиардов Евро. В пересчете на душу населения (население Ирландии насчитывает 4,2 миллиона человек), этот показатель равнялся 38.000 Евро на человека, являясь вторым в Европе показателем (после Люксембурга). Исчисленный на основании покупательной способности, уровень экономической активности в Ирландии, как и ВВП на душу населе­ния, в настоящее время почти на 40% выше, чем в остальных странах-членах ЕС. В дополне­ние к удвоению национального дохода, достижения последних десяти лет также включали снижение уровня безработицы с 14% до 4% и увеличение количества занятых людей на 600 тыс. человек (более чем 50%).

На какие бы стандарты мы не ориентировались, успехи Ирландии представляются ис­ключительными. Ирландия постоянно лидирует в списке 30 стран OECD по показателям эко­номического роста, зачастую со значительным отрывом.

В Ирландии самая высокая в мире производительность труда, измеряемая в ВНП на душу населения в час (2004) – 48,73 доллара. Для сравнения: США – 43,22; Германия – 36,17; Нидерланды – 35,01; Англия – 33,23; Венгрия – 19,58; Чешская республика – 18,95. Темпы роста производительности труда на производстве в Ирландии достигали 8% в год.

Своим успехам в экономике и обеспечении благосостояния населения Ирландия во многом обязана разумной налоговой системе.

Почти двадцать лет Ирландия удерживала ставку налога на прибыль на уровне 10% и только под мощнейшим давлением со стороны других стран ЕС недавно подняла ее до 12,5%. При этом для компаний, занимающихся материальным производством (в сфере промышленности), сохранена прежняя ставка в 10% (по крайней мере, до 2010 года). Такая ставка налога распространяется и на некоторые виды услуг производственного характера (ремонт и содержание морских и воздушных судов, реконструкция производственных помещений, и т.д.), а также на производство фильмов, выпуск газет, обслуживание компьютерной техники. Кроме того, специальным решением Министра финансов налого­вая ставка в 10% остается для компаний, занимающихся коммерческой деятельностью в Сво­бодной зоне аэропорта Шэннон, и для компаний, осуществляющих международные финан­совые операции в Международном финансовом центре в Дублине (в таможенной зоне мор­ского порта).

В то же время, для компаний, занимающихся разработкой природных ископаемых, в сфере добычи и переработки нефти и операциями с недвижимостью, ставка налога на прибыль установлена на повышенном уровне – 25%. Для компаний, осуществляющих операции по торговле нефти и нефтепродуктов, по Закону о финансах 2008 года введен но­вый налог – налог на природную ренту, который применяется в виде надбавок в 5% — 15% (от облагаемого дохода) сверх стандартной ставки. Кроме того, «незаработанные» доходы (в виде прироста капитала) облагаются налогом по ставке в 20%, и если же такой доход реа­лизуется в результате операций с активами оффшорных фондов, то ставка налога удваива­ется и составляет 40%. Повышенная ставка налога в размере 40% предусмотрена и для дохо­дов, извлекаемых от спекулятивных операций с земельными участками и от перепродажи участий (паев) в оффшорных фондах.

Стандартные ставки подоходного налога – 20% и 41%. Ставка в 20% налога применяется в отношении доходов, не превышающих (в годовом исчислении): 35,4 тыс. евро – для оди­ноких граждан без детей, 39,4 тыс. евро – для одиноких граждан с детьми, и для семейных пар: с одним работающим супругом – 44,4 тыс. евро и при обоих работающих супругах – до 70,8 тыс. евро. Необлагаемый подоходным налогом минимум с 2008 года установлен: 20 тыс. евро – для лиц в возрасте свыше 65 лет, и 5,2 тыс. евро – для всех остальных граж­дан. Для семейных пар эти минимумы соответственно удваиваются. Кроме того, эти необ­лагаемые минимумы увеличиваются при наличии детей: на 575 евро – для первого и вто­рого ребенка, и 830 евро – для всех последующих. Кроме того, в отношении доходов, полу­ченных от сдачи в аренду комнат или части жилого помещения, необлагаемый минимум дохода составляет 7,6 тыс. евро в год. В случае разовых выплат при увольнении работника необлагаемый минимум составляет 10 тыс. евро плюс 765 евро за каждый полный год общего стажа работы на этом месте. Пенсии облагаются подоходным налогом в обычном порядке (с применением соответствующего необлагаемого минимума). Для лиц творче­ских профессий – художников, скульпторов, композиторов, писателей, артистов – необлага­емый минимум дохода установлен на повышенном уровне – 250 тыс. евро.

Кроме того, для налогоплательщиков-резидентов Ирландии установлена стандартная скидка в виде «личного налогового кредита» (разового вычета из суммы начисленного на­лога): для одиноких граждан в возрасте до 65 лет – 1 830 евро и для семейных пар – 3 660 евро, и для граждан старших возрастов – 325 евро и 650 евро, соответственно.

Доходы граждан-нерезидентов, полученные из источников в Ирландии, облагаются налогом «у источника» по стандартной ставке в 20% (аналогично компаниям-нерезиден­там). Такие доходы могут включать дивиденды, проценты, роялти, а также комиссионные и иные виды доходов, выплачиваемые за оказание профессиональных услуг.

Уплата социальных взносов предусмотрена для всех граждан, получающих доходы, в возрасте до 65 лет. Размеры таких взносов составляют: в фонды социального страхования – 4% - с доходов наемных работников (до максимальной суммы заработка 50,7 тыс. евро в год) и 3% – с доходов самозанятых граждан (без установления верхнего лимита); в фонды медицинского страхования – 2% с доходов до 100 тыс. евро в год и 2,5% с дохода, пре­вышающего этот уровень. Необлагаемый минимум для взносов в фонды социального стра­хования составляет 600 евро в месяц, и в фонды медицинского страхования – 2 тыс. евро в месяц.

Налог на дары и наследства установлен по стандартной ставке в 20%. Необлагаемый минимум по этому налогу составляет: для любых передач имущества и активов – 26 тыс. ев­ро (для даров – раз в год), для передач имущества лицам, связанным двоюродным род­ством (братья, сестры, племянники) – 52.12 тыс. евро, и для передач имущества детям или в отношениях между супругами – 521 тыс. евро.

Итак, что же получается с распределением налоговой нагрузки по отраслям и видам деятельности? Возьмем предприятие пищевой промышленности, производящее продукты питания из местного сырья. Налог на прибыль для него составляет 10%, НДС – 0, налога на имущество (на капитал) не существует, подоходный налог с заработной платы ниже 500 евро в месяц – 0, далее – 20% (что дает для заработка в 1,5 тыс. евро в месяц эффектив­ную ставку обложения примерно в 13%), взносы по социальному страхованию при зарплате работников менее 1,4 тыс. евро в месяц – 8,5% (для более высоких зарплат – 10,75%), а мо­лодые работники на 2 года вообще от этих взносов освобождаются. Таким образом, продук­ты местного сельского хозяйства от поля до прилавка магазина доходят с налогами не выше 15%.

В то же время гражданин, получающий доход свыше 40 тыс. евро в год, платит подо­ходный налог по ставке уже в 41% (с сумм, превышающих этот уровень), с доходов, получа­емых без применения своего труда (проценты по вкладам, от перепродажи имущества, и т.д.) – 20%, а с доходов от спекулятивной деятельности или укрываемых «под крышей» корпоративной и трастовой анонимности – 40% (и без применения вычета необлагаемого минимума).

И также компании, занимающиеся добычей и перепродажей природного сырья – т.е., с добавлением минимальной суммы своей добавленной стоимости – должны платить налог на прибыль уже по удвоенной ставке – 25% (а для нефтедобывающих компаний – еще с над­бавкой в 5% — 15%) и НДС по полной ставке – 21%, а если их собственники предпочитают из­влекать для себя доходы через посредство оффшорных компаний и трастов (например, с предварительным перекачиванием прибылей в эти компании и трасты посредством при­менения трансфертных цен) – то уже по ставке в 40%.

Таким образом, в налоговой системе Ирландии четко и последовательно проводится принцип дифференциации обложения между доходами высокими и низкими, между при­былями заработанными и «ростовщическими», между извлечением доходов от «добавле­ния стоимости» (как вклада в преумножение национального богатства) и от чистого вывоза природного материала (т.е. – фактического вычета из национального богатства), а также из­влекаемых «из воздуха» (от чистых спекуляций). Иначе говоря, поставленная во главу угла разумность и справедливость распределения бремени налогов, определяющие низкую конфликтоспособность налоговой системы, одновременно и гарантируют Ирландии наи­высшие в мире темпы экономического развития.


Комментарии:


Добавить комментарий
Ваше имя:

E-mail:
Сообщение (*):
Введите код на картинке: