Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Оценка ситуации

Зарубежный опыт: Швеция

Налоговая квота (доля налогов в ВВП) – рекордная (около 51%), предельная ставка по­доходного налога – наивысшая в мире (57%), а число и интенсивность налоговых конфлик­тов – низкие. Этот факт объясняется тем, что высокая доля налоговых изъятий в Швеции компенсируется высокой акцентированной социальной направленностью государственных расходов, в которых на долю социального страхования и социального обеспечения прихо­дится 44% (еще 25% составляют расходы на образование и здравоохранение). И при этом на­логовая система эффективно используется и в роли инструмента более справедливого пе­рераспределения доходов. При общей сумме доходов населения, составляющей сейчас примерно 1,1 триллиона крон (из которых 81% составляет заработная плата, 16% — доходы от капитала (проценты, роялти и др.) и 3% — предпринимательский доход), прямые налоги забирают из нее примерно 480 млрд. крон, а встречные бюджетные трансферты (пособия) возвращают почти 430 млрд. крон. Но при этом получатели крупных доходов реально те­ряют часть своего заработка, а пенсионеры и одинокие родители с детьми, наоборот, полу­чают из бюджета больше, чем платят в него (для последних такое превышение составляет в среднем 36%).

В таблице приведены некоторые показатели, позволяющие сравнить системы налого­обложения в России и Швеции.

Казалось бы, можно порадоваться, что платить нам приходится существенно меньше, чем шведам. Можно порадоваться вдвойне, если учесть, что в отличие от нас указанные на­логи им приходится платить полностью, так как возможности уклонения очень ограниче­ны: налоговые органы получают и сопоставляют информацию о каждом налогоплательщи­ке из баз данных социальных служб, банков, таможни и т.п. Пойманного «уклониста» заста­вят заплатить, оштрафуют на сумму до 40% недоплаты, а если докажут, что нарушение бы­ло умышленным, еще и посадят в тюрьму на 2 года.

Таблица. Показатели налогообложения в России и в Швеции

Показатель Россия Швеция
Налог на прибыль 20,0% 28,0%
Подоходный налог (НДФЛ) «Плоская» шкала 13,0% Прогрессивная шкала до 57%
Единый социальный налог (ЕСН) 26,0% — основная ставка
Регрессия:
10,0% — для зарплаты свыше 23,3 тыс. руб. в месяц
2,0% — для зарплаты свыше 50,0 тыс. руб. в месяц
32,82% — основная ставка
Регрессия:
21,88% — для работающих пенсионеров-одиночек
24,26% — для работающих семейных пенсионеров
Налог на добавленную стоимость (НДС) 18,0% — основная ставка
10,0%; 0%
25,0% — основная ставка
12,0%; 6,0%
Налог на имущество 2,0% 3,5%
Объем налогового отчета, стр. 50–100 1 (отчет по НДС, ЕСН, НДФЛ)
Количество жителей на 1 ра­ботника налоговой службы 9–10 тыс. чел. 12–13 тыс. чел.
ВВП на душу населения 9.902USD (2007) 29.541USD (2007)

Но чему радоваться, если шведы при всей тяжести налогов живут в материальном плане намного лучше нас: большая часть собранных налогов возвращается населению в ви­де социальных выплат. И ВВП на душу населения в Швеции почти в три раза выше, чем у нас.

В Таблице обращает на себя внимание принцип, принятый при установлении регрес­сии Единого социального налога. У нас меньший налог берут с тех, кто получает повышен­ную зарплату, а у них – с тех, кто свой долг по выплате социальных платежей уже испол­нил, т.е. с пенсионеров.

В сфере налогового администрирования Швеция также продвинулась значительно дальше других стран мира. Сейчас все постоянные жители (не только граждане) Швеции имеют единый фискальный (он же и социальный) номер (ID), который регистрируется в на­логовых органах и который заменяет все виды государственного учета населения (по ли­нии медицинского и пенсионного обеспечения, органов внутренних дел (рождений, изме­нений семейного статуса, полиции, и т.д.), межгосударственной миграции, и т.д. Кроме того, налоговая служба имеет прямой доступ к базе данных единого центра учета и реги­страции объектов недвижимости, в котором содержатся также данные о всех гражданах-собственниках объектов недвижимости. Учитывая, что общее число таких зарегистрирован­ных объектов недвижимости составляет в Швеции более 3,5 миллионов – при общей чис­ленности населения в 8,9 млн. человек, то наличие такого перекрестного учета граждан (как налогоплательщиков/субъектов социального обеспечения и как собственников/арен­даторов жилья) полностью исключает необходимость проведения регулярных переписей населения.

С этим ID на каждого гражданина в налоговой службе заводится личный счет, кото­рый ведется как обычный расчетный счет: по дебету отражаются все начисляемые на него прямые налоги (эти суммы списываются по поступлении соответствующих платежей со сто­роны налогоплательщика), а по кредиту отражаются все суммы переплат или возвратов на­лога при пересчете по завершении отчетного периода. Уплата налога производится на­логоплательщиком на установленные счета налоговой службы в банках и на почте (жиро-счета для почтовых переводов). Платеж производится на единый счет и единым платеж­ным поручением. Налоговый орган распределяет полученные суммы в соответствии с на­числениями по отдельным налогам, отраженным в личном счете налогоплательщика. Из­быток платежа сверх начисленного налога сохраняется по кредиту личного счета (с начис­лением процентов) до момента наступления следующих платежей (по любым видам на­логов) или, по желанию налогоплательщика, перечисляется на его банковский счет.

Основанием для уплаты налогов являются уже заполненные налоговым органом на­логовые декларации граждан. До 1995 года от налогоплательщиков требовалось вести самостоятельный учет своих доходов и составлять свои налоговые декларации, которые за­тем направлялись в налоговые органы для проверки и выписки платежного требования. Сейчас всю эту работу ведут налоговые органы, которые, пользуясь свои доступом в раз­личные базы данных, собирают сведения обо всех полученных лицом доходах и удержан­ных при их выплате налогах. Соответственно, все эти данные включаются в налоговую де­кларацию, в которой дается и конечный расчет – о доплате налога или о выявленном из­лишке платежа. Налогоплательщику остается только подписать эту декларацию (и соответ­ственно, либо доплатить налог, либо дать указание о сохранении излишка на его личном счете или перечислении на его счет в банке) или заявить о своем несогласии и предста­вить свои замечания или поправки. И только в этом последнем случае, если стороны не придут к согласию, у них появляется предмет для спора – и при этом большинство таких споров разрешаются на более высоком уровне налогового органа и до судебных разбира­тельств не доходит.


Комментарии:


Добавить комментарий
Ваше имя:

E-mail:
Сообщение (*):
Введите код на картинке: