Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Оценка ситуации

О повышении социальных взносов с 26% до 34% и резервах

Минфин России существенно повысил социальные взносы – с 26% до 34%. В ре­зультате, налоги на фонд оплаты труда работников предприятий, применяющих общую сис­тему налогообложения, увеличиваются на 30%, а налоговое бремя на малые предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения (УСН) и на едином налоге на вме­ненный доход (ЕНВД), возрастет в 2,4 раза.

Основная тяжесть повышения ставки ЕСН легла на малодоходный бизнес, к которому относятся большинство обрабатывающих и инновационных предприятий. Дело в том, что регрессия ЕСН отменена, но налог по ставке 34% будут брать с годового дохода до 415 тыс. руб., т.е. с тех, у кого средняя зарплата составляет не более 34.583 руб. в ме­сяц. Сверх этой суммы налоги брать не будут.

При уровне собираемости ЕСН в 2008–2009 годах, в 2011 году эта мера могла бы дать дополнительно около 650 млрд. руб. Но велика вероятность массового уклонения от упла­ты налогов и оптимизации зарплатных схем высокодоходным бизнесом и разорения мало­доходного бизнеса.

В Таблице для примера показан один из способов существенного уменьшения страхо­вых взносов (для простоты ЕСН), подлежащих уплате в бюджет при ставке 34% и необлага­емых ЕСН 415 тыс. руб. в год для предприятия численностью 20 человек и среднемесячной зарплатой 34.583 рубля (34.583×12 = 415.000 руб.).

Пути минимизации уплаты ЕСН в бюджет

Вариант Числ. чел. Среднемес. з/п, руб. Годовой ФОТ, руб. Налоговая база, руб. ЕСН к уплате Итого, ЕСН к уплате Среднемес. з/п, руб. на руки
1 20 34.583 8.299.920 8.299.920 2.821.973 2.821.973 34.583
2 15
5
5.000
123.332
900.000
7.399.920
900.000
2.075.000
306.000
705.500
1.011.500 42.127

Из таблицы видно, что при фонде оплаты труда (ФОТ) 8,3 млн. руб. путем оптимиза­ции окладов сотрудников можно существенно (в 2,8 раза) сократить сумму ЕСН, под­лежащего уплате в бюджет, а «экономию» использовать на увеличение ФОТ. И вряд ли со­трудники будут возражать, т.к. их средняя реальная зарплата при этом будет увеличена с 34,6 тыс. руб. до 42,1 тыс. руб., т.е. почти на 22%. Пятеро (те, кому важно иметь высокую официальную зарплату – оформляют кредит или готовятся к выходу на пенсию) берут из по­лученных денег свою долю, а остальные раздают в конвертах другим сотрудникам вполне законно.

Нет сомнений, что столь существенное повышение социальных налогов нанесет удар по планам развития несырьевой экономики. Таково общее мнение бизнеса. Особенно труд­но придется тем, кто занимается инновациями.

Вот что говорил о грядущем повышении налогов один из творцов информационных технологий в нашей стране президент группы компаний IBS А.М. Карачинский: «В прошлом году Президент и Премьер слово „инновация“ в своих официальных речах сказали 1167 раз… Я понимаю, что инновации могут работать тогда, когда есть экономика. Так вот, у нас экономическая ситуация для тех людей, которые работают и делают бизнес мозгами, ухуд­шится в 2011 году ровно в 2 раза…».

С ним согласился член Комиссии по модернизации и технологическому развитию Рос­сии при Президенте России А.Б. Чубайс, который предложил консолидироваться, чтобы препятствовать реализации повышения ЕСН: «Справедливости ради надо сказать, что эта конструкция с ЕСН бьет не только по инновационной экономике, она бьет, прежде всего, по „айтишной“ части инновационной экономики… Логика преобразования налоговой сис­темы существует, достаточно фундированная и многолетняя… В этой логике инновацион­ной экономики нет, она ее не видит, не знает о ее существовании. Это нужно выдвигать, нужно отстаивать, доказывать, вокруг этого нужно консолидироваться».
С другой стороны, средства на социальные нужды необходимы. Эти средства могут быть получены более простыми и эффективными способами.

Во-первых, следует отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. руб­лей), выше которого социальные взносы не взимаются. Эффект этой меры может быть до­статочно велик. Например, сумма социальных взносов с вознаграждений 172 членам прав­лений и советов директоров 16 российских банков, получающих в среднем по 3,2 млн. руб­лей в месяц, будет в 94 раза меньше суммы взносов, взимаемых с такого же фонда (6,6 млрд. руб.) оплаты труда 16 тыс. человек с окладами 34 583 рубля в месяц (415 тыс. руб. в год). Это связано с тем, что рабочий день «банкира» стоит 128 тыс. рублей. Превышение необлагаемой суммы в 415 тыс. руб. у него наступает через 4 дня работы, и до конца года с него перестанут взимать социальные взносы. Если отменить эту льготу, то только в виде социальных взносов от указанных 16 банков бюджет получит дополнитель­но более двух миллиардов рублей. И таких правлений и советов директоров в нашей стране не один десяток. К тому же высокие зарплаты в нашей стране получают не только члены правлений и советов директоров. Предложенная мера даст бюджету не менее 2 трлн. руб.

Во-вторых, существенный дополнительный вклад в бюджет России может дать введе­ние разработанной ИСЭПН РАН прогрессивной шкалы подоходного налога (НДФЛ). Расчеты показывают, что реализация этой меры позволит получить в бюджет дополнительно более 3,0 трлн. руб.

В-третьих, существенным резервом могло бы стать повышенное налогообложение дивидендов акционеров крупных компаний. Например, сумма дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургиче­ских компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компа­ний. Поскольку компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиден­ды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались. А ведь кроме метал­лургических компаний в России есть и другие компании, получающие большие дивиденды и уклоняющиеся от налогов с помощью оффшоров. 56% российского ВВП в 2009 году созда­валось компаниями, зарегистрированным в оффшорах.

В-четвертых, дополнительные сотни миллиардов рублей могли бы остаться в бюдже­те за счет наведения порядка с возмещением НДС при экспорте нефти, газа, металлов. Самое простое: существенно снизить для них ставку возмещения НДС, а то и отменить его. Так поступил Китай по отношению экспорта около 3 тыс. наименований своей продукции. Для России это особенно актуально. Дело в том, что с 1 января 2006 года порядок возмеще­ния НДС в нашей стране был изменен. Согласно новым правилам возмещению подлежит НДС, входящий в стоимость полученных материалов без их оплаты. Достаточно лишь сче­та-фактуры, на которой, согласно тем же правилам, не требуется даже печати. После этого объем возмещений НДС существенно возрос. По данным Федеральной налоговой службы, темпы роста возмещения НДС по экспортным операциям за 7 месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года по трем основным экспортным отраслям составили: добыча и переработка нефти – 250,8%, добыча газа – 187,6%, металлургическое производство – 227,1%. И это никак не связано с ростом экспорта, который остался на преж­нем уровне. Всего в 2006 году в виде возмещений НДС экспортерам было выплачено 706 млрд. руб. Объем возмещений НДС рос и в последующие годы. В 2008 году было возмещено более 900 млрд. руб. Но прежде, чем снижать ставку возмещаемого НДС экс­портерам нефти, газа и металлов, целесообразно разобраться в причинах роста возмеще­ний в 2–2,5 раза в 2006 и последующих годах. Не здесь ли резервы бюджета?


Комментарии:


Добавить комментарий
Ваше имя:

E-mail:
Сообщение (*):
Введите код на картинке: