Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Оценка ситуации

Электронная промышленность и технологическая безопасность России

По данным «Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов»[1](АПЭАП) за пять лет (с 2003 по 2008 гг.) российский рынок электроники вырос почти в четыре раза, превысив 45 млрд. долл. в 2008-м. Вместе с увеличением рынка рос объем производства электроники в России. По темпам роста российская электронная промышленность значительно опережала мировую и примерно соответствовала китайской, но при объемах существенно меньших (см. табл.12). Общий объем производства электроники в России в 2008 г. составил около 9 млрд. долл.; таким образом, российские производители занимают 0,5% мирового рынка. На внутреннем рынке доля российских производителей электроники составляет около 20%.

Мы полностью зависим от поставок электронных элементов из-за рубежа. Эта проблема подробно рассматривалась на Парламентских слушаниях в Государственной думе 21 февраля 2008 года[2]. Было отмечено, что внутренние потребности в элементной базе электроники покрываются импортом на 65 процентов и даже больше, в некоторых отраслях – до 100 процентов. Мы используем то, что удается приобрести за рубежом. Но нам дают не самое лучшее. По мнению генерального конструктора стратегических ракет Ю.Соломонова, в том, что мы покупаем зарубежную элементную базу, не было бы ничего страшного, «если бы мы были участниками мирового торгового сообщества, но не в рамках тех деклараций, которые мы слышим по телевизору,  

Электронная промышленность России в сравнении со странами — ведущими мировыми производителями электроники по итогам 2008 г.

Страна

Численность населения, млн. чел.

Объем ВВП, млрд. долл.

Объем производства электронной промыш-ленности, млрд. долл.

Объем внутреннего рынка электроники, млрд. долл.

Доля национальной продукции на внутреннем рынке электроники,%

Число компаний электроннойпромыш-ленности

Число занятных в электроннойпромыш-ленности, тыс. чел.

Средняя выработка на человека в год, тыс. долл.

 

Россия

142

2260

9

44

20

2500

360

25

 

США

307

14264

492

509

42

19150

1224

402

 

Китай

1334

7916

254

145

48

13000

2555

99

 

Япония

128

4354

289

196

54

7750

746

387

 

Германия

82

2910

164

130

39

4000

444

369

 

Южная Корея

49

1342

145

35

64

1550

410

355

 

Тайвань

23

711

98

12

44

3750

332

297

 

 

 

а по-настоящему. Но этого нет. Вот с электронной элементной базой… В США, в Западной Европе она трех категорий: "military", "space" и "общего назначения". Первая – самого высокого качества, того, что нам надо. Нам ее дают? Не дают. Вторая – качеством чуть похуже, но тоже очень высокого, и самое главное, всей номенклатуры. Не дают! Пользуйтесь, но "общего назначения". А там, грубо говоря, имеем 20 схем интегральных, из них 5 – бракованных. Там же проверять самим надо все! То есть, хотя режима КОКОМ официально уже нет, но есть вот такие негласные ограничения. Они понимают: эти вещи идут на разработку и создание перспективных вооружений. Как нам поступать? У себя делать? Не в состоянии мы делать. Значит, пользоваться их элементной базой "общего назначения", а отсюда и отказы в технике. Пройдет еще очень много времени, пока мы станем паритетным участником этого процесса. А сейчас нам все и объятия свои раскрывают, и хорошие слова говорят, но смотрят на нас сверху вниз. Когда у нас доля экспорта высокотехнологичной продукции по тому же 2010 году — 0,25%, кто с нами будет разговаривать? Мы так для всех и будем оставаться только территорией с большим запасом ядерного оружия. А теперь это увязывают еще и с противоракетной обороной – еще один нонсенс. О противоракетной обороне скоро уж как 50 лет ведутся все эти разговоры: и то взлет, то посадка, а как не было ничего, так и нет. И не будет ничего. Будет одна сплошная демонстрация, и делается это по понятным причинам Америкой, в частности. Для того чтобы загрузить свой ВПК и чтобы создавать и финансировать новые технологии, которые применяются потом в ряде случаев очень широко. Вот о чем речь-то идет. А мы вместо того, чтобы решать свои задачи скальпелем, опять топором. Это ведь все то же, что было при Хрущеве. Все эти заявления, что если они размещают свою Европейскую ПРО, то мы вынуждены будем это форсировать, то наращивать. Это же завернутые в новую обертку слова Никиты Сергеевича в ООН. У нас есть эффективные ответы на все эти действия! И очень дешевые ответы. Вот из последнего, что уже обнародовалось в СМИ: мы же провели летные испытания принципиально нового оснащения, которое практически упраздняет необходимость установки боевой ступени с огромным временем разведения боевых элементов. Это вообще ставит крест на системе противоракетной обороны. Потому что продолжительность активных участков у наших современных (подчеркиваю, не "старых") ракет это минуты. Перехватить наши ракеты на активном участке невозможно! А дальше каждая такая цель вообще множится в количествах, умножаемых на числа с нулями, и вопрос эффективности всей этой ПРО просто закрывается. Так же как и по ЕвроПРО, это абсолютно надуманная угроза, которая не существовала, не существует и не будет существовать. Мотивация США может быть любой. Но говорить, что система ПРО направлена против кого-то, это тоже нонсенс по определению. Система обороны не может быть направлена против кого-то, она должна защищать определенную территорию».[3]

Тем не менее, России необходимасобственная элементная база электроники. Модернизация без нее невозможна. Но и здесь наше правительство действует против интересов нашей страны. Судите сами.

Ответственный секретарь межфракционного депутатского объединения "Наука и высокие технологии" В.И. Бабкин на упомянутых выше парламентских слушаниях рассказал, что в «2004-2005 годах академик Ж.И. Алферов выступил с инициативой создать в Петербурге современное промышленное производство элементной базы электроники под названием "Всемирный диалог". Его знакомые из Германии предложили создать некий консорциум, который готов был кредитовать этот проект стоимостью в 1,5 миллиарда долларов, где они возводили фабрику с топологическим размером порядка 0,13 микрона и возвращали выделенный кредит за счет реализации через свою дилерскую сеть по всему миру 15 и 20 процентов производимой продукции на этом предприятии. То есть, прямого финансирования со стороны российского бюджета вообще не требовалось. Единственное, что требовалось на первом этапе, это государственные гарантии. Но из Минфина и Министерства образования и науки были получены отрицательные отзывы, а в Министерстве образования и науки вообще написали о том, что бизнес-план этого проекта крайне не проработан. Когда Жорес Иванович своим немецким коллегам передал эти слова, они просто пожали плечами».



[1]П. Чачин, Новая стратегия отечественной радиоэлектроники, 26.01.2010, http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=122108

[2]Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по транспорту на тему: "Комплексная безопасность в использовании инновационных инфокоммуникационных технологий", 21 февраля 2008 года.

[3]Ю. Соломонов, Госзаказ 2011 года уже сорван – он уже выполнен не будет, «Коммерсантъ», 6 июля 2011


Комментарии:


Добавить комментарий
Ваше имя:

E-mail:
Сообщение (*):
Введите код на картинке: