Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Оценка ситуации

Зачем и кому нужны инновации

К сожалению, этой мечте вряд ли суждено сбыться. И даже не потому, что оказаться на одном технологическом уровне не то чтобы с США, но хотя бы со средней европейской страной очень сложно. Проблема состоит скорее в том, что ни одна страна не обеспечива­ла себе глобального признания исключительно как производитель технологий. Скорее нао­борот: все великие добивались доминирования как индустриальные, а не интеллектуаль­ные лидеры. Англия, Германия, США именно так становились лидерами в мировой эко­номике XIX – начала ХХ века. Япония и Китай заставили Запад задуматься о перспективе утраты экономического лидерства, наводнив американский и европейский рынки своими промышленными изделиями. Ярлык Made in… стал в современном мире свидетельством состоятельности государства –, но увидеть товар с надписью Made in Russia за пределами нашей страны сегодня практически невозможно.

Да, Россия – крупный экспортер энергоносителей и сырья. Но даже в Европе, куда идет большая часть нашего экспорта, никто не задумывается, каким газом отапливаются дома, из чьей нефти сделан бензин, из какого металла штампуются детали машин. Вывозя сырье, можно уверенно чувствовать себя на саммитах глав государств, но в общественном созна­нии такая страна остается пигмеем. Не случайно Washington Post, комментируя недавний шпионский скандал, призвала американцев не бояться русского промышленного шпио­нажа просто потому, что промышленность в России исчезла в первой половине 2000-х гг. Но и технологии сами по себе не гарантируют успех. В 1973 г. Мартин Купер из компании Motorola создал первый в мире мобильный телефон –, но сегодня Motorola контролирует лишь 4,7% этого рынка против 37,8% у Nokia, а по итогам 2009 г. показала убыток в $51 млн. против прибыли в $8,28 млрд. у Samsung. Все знают, что интернет создан в Америке – ну и что, ведь сейчас на США приходится только 12,6% его пользователей в мире. Мировую из­вестность технологии тоже приносят относительно условно: лишь 7% пользователей сис­темы Skype знают, что она изобретена… в Эстонии.

Современный мир пока еще остается миром индустриальным. На сырье в 2009 г. прихо­дилось 16,1% мирового товарооборота, на услуги –18,9%. 65% занимали промышленные това­ры. Среди 20 крупнейших американских экспортеров 15 – индустриальные гиганты и лишь пять – технологические. Экспорт Microsoft в 2009 г. – $6,1 млрд, General Electric – $18,4 м­лрд, Boeing – $26,3 млрд. На продажи патентов и лицензий приходится 5,7% американского экспорта, причем 63% суммы – платежи по франчайзинговым соглашениям. Среди 100 круп­нейших по капитализации европейских компаний небанковского сектора – 62 промышлен­ные (т. е. несырьевые и нетелекоммуникационные); их суммарная стоимость составляла на начало 2010 г. более $1,2 трлн. Саудовская Аравия – великая нефтедержава, но в 2009 г. ее экспорт в США был в 1,5 раза меньше, чем ирландский.

Россия формально является 11-м из крупнейших экспортеров в мире – однако даже в этом качестве она проигрывает четыре позиции… Бельгии. Если же очистить наш экспорт от сырьевой составляющей, то мы окажемся на 40–45-м месте в мире, между Португалией и Израилем. В среднем в год на одного россиянина приходится менее $500 несырьевого экспорта, тогда как в Чехии этот показатель составляет $7600, в Словении — $9400, в Швейцарии — чуть более $19 000. Что мы изменим, если создадим столь же высокотехно­логичную экономику, как в Америке? В США в 2009 г. по категории «технологический экс­порт» прошло продукции на $223 млрд., или $730 на человека в год.

Технологии – ничто, если только они не могут быть применены в промышленности и, будучи овеществлены в готовой продукции, завоевать мировые рынки. Сегодня техно­логии меняют облик экспорта той или иной страны не сами по себе, а как средство эффек­тивного и массового производства индустриальных благ. При этом ведущие (и ориентиро­ванные на экспорт) индустриальные отрасли – это автомобиле — и авиастроение, производ­ство полупроводников, компьютерной техники и систем связи, химия и фармацевтика. Во всех них Россия не является значимым конкурентом не только Западу, но и остальным странам БРИК. Чтобы добиться признания в мире, мало получить его от политиков, боящих­ся «Верхней Вольты с ракетами», или от конкурентов-нефтеэкспортеров, рассуждающих о «северной Нигерии». Страна должна стать известной рядовому потребителю, ежедневно и ежечасно сталкивающемуся с «визитными карточками» многих стран в виде этикеток на промышленных товарах. Частота упоминания государств на этих важнейших носителях информации заставляет людей во всем мире судить о значимости той или иной страны в мировой экономике, способностях и талантах ее народа. Распространение лейбла Made in Russia – вот что должно стать национальной идеей модернизирующейся России. Но, к сожалению, за беседами об инновациях (несомненно, важными и нужными) этот един­ственно значимый индикатор успеха отечественной модернизации мало кому интересен.

Автор: статья В.Л. Иноземцева «Modernizatsya.ru: Made in Russia» в газете «Ведомости», 12 июля 2010 г.

Комментарии:


Добавить комментарий
Ваше имя:

E-mail:
Сообщение (*):
Введите код на картинке: