Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Проекты законов

Проект Закона о введении прогрессивной шкалы подоходного налога - Заключение ЭАЦ "Модернизация» на проект

ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ЭКОНОМИКИ

(ЭАЦ «Модернизация»)

Автономная некоммерческая организация


109012, г. Москва, ул. Варварка, корп. 1, комн. 106, тел. (495) 698–4626,

e-mail: tchuev@gmail.com; tchuev@mail.ru 

 

В Государственную Думу России

  

Заключение ЭАЦ «Модернизация»

 

на проект Федерального закона № 428657–5 «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и повышения стандартных и имущественного налоговых вычетов)

Единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13% установлена главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации с 1 января 2001 года. До этого действовали три ставки, которые применялись в зависимости от размера совокупного дохода.

Результаты исследований Счетной Палаты и Всероссийского центра уровня жизни свидетельствуют, что введение в нашей стране плоской шкалы подоходного налога (13% независимо от дохода) не позволило решить ни одной задачи, которые при этом ставились: доходы из тени не вышли, а рост поступлений был обусловлен ростом зарплаты и введением в этот период налогообложения доходов военных, сотрудников милиции и ряда других категорий населения.

Более того, введение плоской шкалы привело к избыточному неравенству, которое непрерывно растет. По данным Росстата, коэффициент фондов (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения) вырос с 8,0 раз в 1992 году до 16,7 раз в 2009 году. Прогнозные расчеты этого показателя на 2025 г. показывают его рост в 1,5 раза при сохранении существующих распределительных механизмов и контрольных показателей роста зарплаты, пенсий и инфляции, определенных правительством. Это является одним из важнейших факторов дестабилизации нашего общества. Кавказ уже горит. Критический уровень коэффициента фондов – 10 раз. Кроме того, доказано, что экономический рост и избыточное неравенство связаны обратной зависимостью. Во всех вариантах ретроспективных расчетов при эффективной, с точки зрения роста ВВП, политики регулирования распределения доходов, снижающей неравенство до уровня 7–10 в коэффициентах фондов, ВВП в период 2000–2006 годов мог бы быть выше фактического на 30–50%.

Проблемы избыточного неравенства решаются налоговым регулированием и, в частности, прогрессивной шкалой подоходного налога, которая действует практически во всех странах, добившихся успехов в экономике. Прогрессивная шкала – не только проблема справедливости, но и условие экономического развития России. Поэтому она необходима, и вводить ее надо было давно.

Давно известны высокие максимальные ставки налога в развитых странах (от 35% до 65%). Но и в странах БРИК (кроме России) также действует прогрессивная шкала с высокими ставками: в Китае – до 45%, в Бразилии – до 27,5%, в Индии – до 30%. По этим ставкам облагаются месячные доходы, превышающие в переводе на рубли по курсу: в Китае – 450.000 руб., в Индии – 27.000 руб., в Бразилии – 61.800 руб. При этом в Индии необлагаемый налогом месячный доход – до 8.125 руб., в Бразилии – до 24.750 руб., а в России – 400 руб., что примерно в 45 (!) раз ниже среднего по Европе.

В Таблице приведены примеры шкал подоходного налога некоторых развитых и развивающихся стран (http://www.worldwide-tax.com):

 США

0 — 35% (в связи с кризисом увеличен до 39,6%)

 Великобритания

 0 — 40% (в связи с кризисом увеличен до 50%)

 Франция

 5,5 — 40%

 Германия

 0 — 42% 

 Китай

 5 — 45%

 Япония

 5 — 50%

 Индия

 0 — 30%

 Бразилия

 0 — 27,5%

 Швеция

 0 — 57%

 Дания

 38 — 59% (в связи с кризисом увеличен до 65%)

Россия

13%

 Если бы в США использовалась наша плоская шкала налогов и такие же налоги с богатых собственников, то их государственный бюджет сократился бы в 2,5 раза и США перестали бы быть великой державой. Тогда бы в США так же, как в России, деградировали армия, образование, здравоохранение, наука, культура. При этом страдала бы и экономика, ослаблялись производительные силы.

И наука, и мировой опыт, и здравый смысл говорят одно – «плоская» шкала подоходного налога при значительном социальном расслоении населения – это тупик. Необходимо переходить к прогрессивной шкале и потом решать проблемы администрирования, которые при ближайшем рассмотрении не столь велики.

По мнению директора Института экономики РАН Р.С. Гринберга, наша страна не заслуживает нынешней плоской шкалы. Например, четыре процента богатых немцев, обеспечивают сорок процентов бюджета в Германии. И к такому сценарию рано или поздно придется прийти и в России. Тем более, как он считает, уходить в тень от уплаты налогов по прогрессивной шкале намного сложнее при сложившейся в стране «вертикали».

Введение эффективной прогрессивной шкалы дало бы бюджету дополнительно 4–6 трлн. руб., что позволило бы удвоить пенсии пенсионерам и зарплаты низкооплачиваемым бюджетникам – работникам культуры, врачам, учителям, военным, милиционерам и др. Эти люди израсходуют деньги в России, а не за рубежом, как это делают богатые, и будут содействовать росту российского производства.

200 тысяч самых богатых российских семей в 2007 г. имели доходы более 30 млн. руб./год. Если эти доходы обложить, хотя бы как в Англии, 50% подоходным налогом (в Швеции с них бы взяли 57%, в Дании – 65%), то наш бюджет получил бы дополнительно 3 трлн. руб. в год. Это существенно больше дефицита бюджета, запланированного на 2011 год.

Шкалу подоходного налога, предложенную законопроектом, следует рассматривать как первый этап на пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц. До мировых стандартов далеко, но благодаря этому закону, экономическая ситуация в нашей стране станет  лучше.

Авторы законопроекта предлагают оставить 13% для доходов до 3 млн. руб. в год (250 тыс. руб. в месяц) с одновременным увеличением необлагаемого налогом месячного дохода с 400 руб. до 4 тыс. руб., что позволит снизить налоговую нагрузку более чем для 99,8% активного населения России. Более высокие налоги придется платить хозяевам и топменеджерам крупных компаний, членам их правлений и советов директоров, высокооплачиваемым чиновникам и другим, входящим в 0,2% активного населения и составляющим элиту нашей страны, т.е. тем, кто принимает главные решения, определяющие нашу жизнь. Кому как не элите радеть о благе России? И уклоняться от уплаты налогов им будет трудно не только по морально-этическим причинам. Риск потерять все за неуплату налогов столь велик, что вряд ли они на это пойдут. Уклонение от уплаты налогов миллионов граждан, работающих на УСН, ЕНВД, ЕСХН и в ЗАТО на бюджет практически не повлияет, т.к. согласно данным ФНС удельный вес их суммарных поступлений в консолидированном доходе российского бюджета составил в 2009 г. не более 1,61%. Не говоря о том, что мало кто из них имеет 250 тыс. руб. в месяц.

Предложенный Закон, по нашему мнению, следует принять.

Среди других мер по совершенствованию налогообложения зарплаты и других доходов физических лиц предлагаем рассмотреть следующие:

- отменить предельную величину дохода (415 тыс. руб. в год), свыше которой не берут социальные взносы. При этом сохранить ставку 26%. Эта мера позволит в 2011 году получить в бюджет не менее 2 трлн. руб. в год, что существенно больше тех 650 млрд. руб., которые могут быть в лучшем случае получены за счет повышения социальных взносов с 26% до 34%;

- запретить государственным предприятиям использовать оффшоры.

- ввести повышенное налогообложение всех неторговых денег, переводимых за рубеж (по опыту США и других стран);

- принять закон о проверке соответствия расходов физических лиц полученным ими доходам;

- ввести налог на дорогую недвижимость.

Автор: Президент ЭАЦ «Модернизация» А.В. Чуев

Комментарии:


Добавить комментарий
Ваше имя:

E-mail:
Сообщение (*):
Введите код на картинке: