Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Проекты законов

Предложения по реформированию и Проект закона о НДС

Предложения по реформированию НДС
1. Установить две ставки НДС: 0% и 10% (обоснование см. ниже).
2. Для налогоплательщиков, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, сохранить существующий порядок возмещения НДС с использованием счетов-фактур.
3. Для плательщиков НДС по ставке 10% в качестве налоговой базы НДС установить созданную в течение налогового периода на предприятии добавленную стоимость, входящую в состав реализованной продукции, которая может быть определена двумя методами:
- методом вычитания – как разность стоимости (без налога) реализованных товаров (работ, услуг) сторонним организациям и физическим лицам и стоимости (без налога) товаров (работ, услуг), являющихся составной частью реализованных товаров (работ, услуг) и приобретенных у сторонних организаций;
- методом сложения – как сумма собственных затрат предприятия на создание и обращение реализованных товаров (работ, услуг): сумма фонда оплаты труда (ФОТ), амортизации, прибыли и налогов (без НДФЛ, входящего в ФОТ, без налога на прибыль, входящего в прибыль, и без НДС.
При этом, добавленная стоимость, полученная методом вычитания, не может быть меньше ДС, полученной методом сложения.
Сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет, равна произведению добавленной стоимости, входящей в состав реализованной продукции, на ставку налога.
Обоснование целесообразности «прямого» счета НДС прилагается.
3. Книги покупок и продаж исключить из числа обязательных документов.
4. Льготы по п.п. 2.12 и 3.3. Статьи 149 НК РФ отменить (обоснование см. ниже).
 
Обоснование снижения НДС до 10% и ликвидации льгот,
предусмотренных п.п. 2.12 и 3.3 Статьи 149 НК РФ
 
Задача: снизить налоговое бремя на промышленность, упростить процедуру и не допустить снижения налоговых поступлений в бюджет России.
 
В 2006 году был собран НДС в сумме 1.510,9 млрд. руб. В том числе 924,9 млрд. руб. за продукцию, произведенную и реализованную в России, и 586,7 млрд. руб. за импортную продукцию. Снижение ставки НДС с 18% до 10% при прочих равных приведет к снижению поступлений на 671,5 млрд. руб. (1510,9 – 1510,9 : 18 х 10). Вместе с тем уменьшится и сумма возмещений за экспорт, которая в 2006 году составила 706 млрд. руб. При снижении НДС до 10% сумма возмещений составит 392,2 млрд. руб., т.е. на 313,8 млрд. руб. меньше.
Таким образом, потери бюджета при снижении ставки НДС с 18% до 10% в 2006 г. составили бы 357,7 млрд. руб. Заметим, что в 2006 году бюджет недополучил 300 млрд. руб. благодаря действующему с 1 января 2006 года положению, согласно которому можно возмещать из бюджета НДС, входящий в стоимость полученных и неоплаченных материалов (товаров, работ, услуг); достаточно иметь счет-фактуру. Сомнения в целесообразности этого законодательного акта высказывали многие эксперты на этапе обсуждения проекта Закона. Но проект стал Законом, и результат подтвердил худшие ожидания. В первом полугодии 2006 года по сравнению с соответствующим периодом 2005 года темпы роста возмещений НДС (законных и незаконных) существенно превысили темпы роста его уплаты. По данным ФНС[1], темпы роста возмещения НДС по экспортным операциям за 7 месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года по трем основным экспортным отраслям составили: добыча и переработка нефти – 250,8%, добыча газа – 187,6%, металлургическое производство – 227,1%. Очевидно, что это не соответствует росту экспорта. Суммарный возврат НДС экспортерам в 2006 году, как уже было сказано, составил 706 млрд. руб.
Тем не менее, потери бюджета из-за снижения основной ставки НДС до 10% могут быть компенсированы за счет ликвидации некоторых льгот. В частности, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о ликвидации льгот, предусмотренных пунктами 2.12 и 3.3 Статьи 149 НК РФ. О чем идет речь, видно из приведенной ниже выписки из Налогового кодекса.
Выписка из Налогового Кодекса РФ:
Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
12) долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы);
3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:
3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:
привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады;
размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;
открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, в том числе банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
кассовое обслуживание организаций и физических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты);
осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий указанной гарантии, платеж по такой гарантии, оформление и проверка документов по этой гарантии), а также осуществление банками следующих операций:
(в ред. Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ)
выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент-банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ).
 
Помимо увеличения поступлений в бюджет, установление ставки НДС 10%, в том числе и для товаров (работ, услуг, операций) по п.п. 2.12 и 3.3 благотворно скажется на конкурентоспособности промышленных предприятий на рынке труда, одним из основных показателей которой является заработная плата (см. Таблицу 1).
 
Таблица 1. Численность и зарплата по видам экономической деятельности в 2006 г.
Вид экономической деятельности
Численность,
тыс. чел.
Средне-месячная з/п, руб.
Всего в экономике
     67 017  
       10 728  
в том числе по видам экономической деятельности:
1. Финансовая деятельность
          928  
       27 795  
2. Добыча полезных ископаемых
       1 036  
       23 234  
3. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
       3 579  
       13 238  
4. Транспорт и связь
 5 423 
13 311 
5. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
       1 917  
       12 863  
6. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
       4 936  
       12 837  
7. Рыболовство, рыбоводство
          133  
       12 206  
8. Строительство
       5 075  
       11 253  
9. Обрабатывающие производства
     11 255  
       10 251  
10. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
     11 315  
         8 309  
11. Здравоохранение и предоставление социальных услуг
       4 603  
         8 092  
12. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
       2 492  
         7 940  
13. Гостиницы и рестораны
       1 183  
         7 267  
14. Образование
       6 014  
         6 984  
15. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
       7 106  
         4 578  
 
 
Из Таблицы 1 видно, что согласно данным Росстата, заработная плата в финансовой отрасли почти в три раза превышает среднюю зарплату по стране. Можно предположить, что введение 10% НДС для финансовой отрасли практически не отразится на ее конкурентоспособности. Возможно, немного уменьшатся вознаграждения членам правлений и советов директоров банков (см. Таблицу 2). Сегодня эти вознаграждения существенно превышают средние зарплаты по стране и, по мнению аналитиков Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии[2], не связаны с эффективностью работы конкретного менеджера, что противоречит международным стандартам. К тому же, в состав правлений и советов директоров некоторых банков входят и крупные чиновники, что в ряде случаев ведет к злоупотреблениям.
 
Таблица 2. Вознаграждения членам правлений и советов директоров российских банков

Банк
Вознаграждение млн. руб./год
Число
членов
Банк
Вознаграждение млн. руб./год
Число
членов
Среднее вознаграждение члену правления
Среднее вознагр. члену советов директоров
Русский стандарт
141,8
н/д
Газпромбанк
47,3
н/д
МДМ-банк
105,6
6
Траст
45,5
7
Сбербанк
46,9
20
Промсвязьбанк
29,0
6
Собинбанк
43,9
5
Русский стандарт
16,4
н/д
Банк Москвы
38,8
12
Импэксбанк
16,3
6
Газпромбанк
38,5
16
МДМ-банк
15,6
6
Петрокоммерц
29,1
10
Транскредитбанк
12,4
7
ВТБ
24,0
9
УРСА-банк
12,2
11
Зенит
22,9
9
Юниаструмбанк
8,0
3
Промсвязьбанк
20,4
н/д
ЛОКО-банк
7,9
5

 
Результаты снижения основной ставки НДС с 18% до 10% с одновременной ликвидацией льгот по п.п. 2.12 и 3.3 Статьи 149 НК РФ приведены в Таблице 3.
 
Таблица 3. Налог на добавленную стоимость в 2006 году

Наименование показателя
Факт, 2006,
млрд. руб.
Было бы
при НДС 10%,
млрд. руб.
Сумма собранного НДС
1.510,9
839,4
      - в том числе за продукцию, произведенную и
        реализованную в России (собрано ФНС)
 
924,2
 
513,4
      - за импортную продукцию (собрано Таможней)
586,7
325,9
Возмещено НДС за экспорт
706,0
392,2
Итого получено НДС за вычетом возмещения за экспорт
804,9
447,2
Недополучено из-за льгот по Статье 149 НК РФ,
в т.ч. по п.п. 2.12 и 3.3 (реализация долей в уставном капитале, паев в Фондах, банковские операции и т.п.)
1.437,9
 
1.214,6
 
Доп. поступления при ставке 10% для п.п. 2.12 и 3.3 Ст.149
 
674,8
Поступления НДС с учетом возмещений при экспорте
804,9
1.122,0

Примечание: в расчете не учтена существующая льгота по НДС 10%; по данным ФНС поступления по этой ставке в 2006 году составили 5% от начисленного НДС
 
Таким образом, реализация предложенных мер повысит фактические поступления НДС в бюджет с 804,9 до 1.122,0 млрд. руб., т.е. на 317,1 млрд. руб.
В расчетах не учтены такие возможные положительные последствия снижения ставки НДС до 10% как рост производства, выход предприятий из «тени», сокращение незаконных возмещений НДС и т.п.
 
Проект закона
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
 
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГЛАВУ 21 ЧАСТИ ВТОРОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
Внести в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения:
 
Статья 145. п.6
Исключить: «выписка из книги продаж»
 
Исключить: п. 8
 
Статья 146, п.1
Читать: Объектом налогообложения признается добавленная стоимость, возникающая при следующих операциях: и далее по тексту.
 
Статья 149
Исключить: п.п. 2.12, 3.3. и 3.3.1
 
Статья 153 п. 1                                                     
дополнить и начать с абзаца:
«Налоговой базой является созданная на предприятии в течение налогового периода добавленная стоимость». Далее по тексту.
 
Статья 154. Название Статьи и п. 1 изложить в следующей редакции:
Статья 154. Порядок определения налоговой базы (добавленной стоимости) при реализации товаров (работ, услуг).
1. Добавленная стоимость может быть определена двумя методами:
1) методом вычитания – как разность стоимости реализованных товаров (работ, услуг) сторонним организациям и физическим лицам и стоимости товаров (работ, услуг), приобретенных у сторонних организаций и являющихся составной частью реализованных товаров (работ, услуг);
2) методом сложения – как сумма собственных затрат предприятия на создание и обращение реализованных товаров (работ, услуг), а именно, как сумма фонда оплаты труда (ФОТ), амортизации, прибыли и налогов (без НДФЛ, входящего в ФОТ, без налога на прибыль, входящего в прибыль, и без НДС).
При этом добавленная стоимость, полученная методом вычитания, не может быть меньше добавленной стоимости, полученной методом сложения.
 
П. 2 Статьи 154 дополнить:
При осуществлении предприятиями посреднических услуг налоговой базой является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов.
У предприятий розничной торговли при реализации товаров налоговая база определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками без налога на добавленную стоимость.
В таком же порядке определяется налоговая база при аукционной продаже товаров, а также по заготовительным, снабженческо-сбытовым, оптовым и другим организациям - при реализации ими товаров по ценам, превышающим цену покупки.
 
П. 9. Статьи 154 исключить.
 
Статья 158, последний абзац.
Вместо 15,25 указать 9,09.
 
Статья 162.1 Исключить.
 
Статья 164, п. 2 исключить.
 
Статья 164, п. 3 Читать в следующей редакции:
3. Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов в случаях, не указанных в пункте 1 настоящей статьи.
 
Статья 164, п.4 исключить.
 
Статья 164, п. 5 читать в следующей редакции:
5. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяется налоговая ставка, указанная в пункте 3 настоящей статьи.
 
Статья 167. Момент определения налоговой базы. П. 1 читать в следующей редакции:
1. В целях настоящей главы моментом определения налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 настоящей статьи, является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
 
П. 13 и п. 14 Статьи 167 исключить.
 
Статья 169. Счет-фактура. п. 1 читать в следующей редакции:
1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем, облагаемому НДС в соответствии со Статьей 164 п. 1 по ставке 0 процентов, предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
 
Статья 169, п. 3 и п. 8 исключить: «книги покупок и книги продаж».
 
Статья 171. Читать в следующей редакции:
Статья 171. Налоговые вычеты
Налогоплательщик, облагаемый согласно п.1 Статьи 164 по налоговой ставке 0 процентов, имеет право на получение возмещения из бюджета НДС, входящего в стоимость приобретенных им товаров (работ, услуг, имущественных прав) и использованных в реализованной продукции (товарах, работах, услугах). 
 
Статья 172. Читать в следующей редакции:
Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов.
Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
 
Статья 173. Читать в следующей редакции:
Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы на ставку налога.
 
Статья 174.1 Исключить.
 
Статья 176. Порядок возмещения налога, п. 1 читать в следующей редакции:
1. По итогам налогового периода сумма налоговых вычетов для налогоплательщиков, облагаемых НДС согласно п. 1 Статьи 164 по ставке 0 процентов, подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
 
 
Президент Российской Федерации
 


[1] М.М.Подлесных, НДС: анализ поступления и начисления, динамика вычетов, «Налоговая политика и практика», № 12, декабрь, 2006
[2] Переплаты на местах, газета «Коммерсант», 14 ноября 2007 г.

Комментарии:


Добавить комментарий
Ваше имя:

E-mail:
Сообщение (*):
Введите код на картинке: