Автономная некоммерческая организация
Экспертно-аналитический центр
по модернизации и технологическому развитию экономики
ЭАЦ «Модернизация»

Темы

Оценка ситуации

О некоторых проблемах взаимоотношений с СНГ. (Заметки промышленника)

По делам бизнеса, по общественным делам и из собственного интереса я периодически посещаю Украину, Узбекистан, Киргизию, Казахстан, Белоруссию.

Происходят обсуждения ситуации на деловом уровне и на бытовом.

Во всех этих странах вызывает огорчение состоянием России. Конечно, дорожат суверенитетом, но испытывают нужду в эффективной РФ.

Я несколько раз слышал фразу: «Когда Россия начнет подниматься, тогда и мы получим шанс». Понимание того, что мы нуждаемся друг в друге, есть, конечно, и в РФ.

Очевидно, что сегодня мы не используем потенциал отношений.

В некоторых странах, особенно в Грузии и на Украине, многим людям, особенно молодым, непонятно, что им дает кооперация с Россией, зачем выстраивать с ней согласованную политику. И их можно понять: РФ демонтирует свою науку, производство, садится на сырьевую иглу, вымирает, следственно, не является нравственным и экономическим ориентиром. Такой ситуацией, разумеется, пользуются различные внешние игроки, стремясь еще более разделить нас.

Сегодня мы занимаем позорное 8-е место в СНГ по темпам экономического роста, но РФ сохранила шанс вернуть себе лидерство в постсоветском пространстве.

Чего от нас ждут доброжелательно настроенные люди?

Когда правительства, государства, народы выбирают ту или иную политику, ту или иную ориентацию, они выбирают тот вариант, при котором они смогут богаче и безопаснее жить, при котором они лучше смогут реализовать свой потенциал.

Мы обязаны сделать нашим соседям деловое предложение, которое было бы более выгодным, чем другие варианты. Мы должны предложить согласованный экономический рост, основанный на развитии человеческого потенциала, и стабильный мир.

Этого можно достичь, только если мы сами будем проводить и предложим проводить совместно нашим соседям Разумную Промышленную Политику.

Возьмем, например, Украину. Я много раз там бывал и получал от этого удовольствие. Удовольствие видеть чистые улицы городов, красивые дома, разговаривать с добродушными людьми.

В основном я, конечно, бываю там по делам бизнеса и некоторым общественным делам. Бизнес Нового Содружества, связанный с Украиной, развивается в трех направлениях.

Первое – мы являемся крупнейшим поставщиком комбайнов для украинских сельхозпроизводителей. Мы туда продаем несколько сотен штук каждый год.

Еще мы являемся крупным производителем краски для украинского рынка. Новое Содружество в 2003 году приобрело в Одессе завод, по производству краски. Он называется «Элакс». Завод уже был остановлен, был распущен коллектив, но нам удалось путем инвестиций, некоторых усилий оживить этот завод, и сегодня он занимает 3-е место на украинском рынке.

И третье интересное направление, которое пока еще не получило развития, но ему мы уделяли достаточно много внимания – мы пытались вдохнуть жизнь в Харьковский тракторный завод.

Довольно долго мы пытались его купить. Первые переговоры проводились в 2001 году, первая поездка состоялась еще раньше, году в 2000-м.

Этот завод – один из гигантов, был построен одновременно с заводом «Ростсельмаш», это было одно из достижений индустриализации, всесоюзная комсомольская стройка.

И в последние годы советской власти это был один из крупнейших в мире производителей тракторов. Там работало до 30 000 человек.

В 1990-х годах завод находился в тяжелом состоянии – это долги, это значительно сниженное производство, это потеря рынка и т. д.

Наша идея состояла в том, что раз мы смогли справиться с заводом Ростсельмаш, то неплохо бы посмотреть другие заводы сельскохозяйственного машиностроения, которые вместе с Ростсельмашем могли бы, усиливая друг друга в составе одной корпорации, развиваться. И в поле нашего зрения попал Харьковский тракторный завод.

Мы тщательно его изучили, проанализировали все возможности, но не купили его, потому что на горизонте появился проект покупки тракторного завода в Канаде, который имеет гораздо более широкую линейку тракторов, и имеет не 3, а 9 серий тракторов, и спектр их мощностей – от 170 лошадиных сил до 535. В то время как харьковский производит модели от 175 до 242 лошадиных сил. В отличие от ХТЗ, где работает до сих пор 5 300 человек, на канадской фирме, которая производит такое же количество тракторов, работает 850 человек, соответственно там меньше условно-постоянные затраты, и трактор получается дешевле, чем харьковский, при том, что он более современный. Необходимые вложения, связанные с покупкой завода, примерно были равны. Канадский завод стоил $ 150 миллионов, а ХТЗ – 50. Но на ХТЗ было еще $ 50 миллионов долгов, и надо было еще потратить $ 50 миллионов на пополнение оборотных средств. В этих условиях пришлось нам покупать канадскую компанию Buhler Industries.

Сегодня вывести ХТЗ на современный уровень нереально: главная причина – отсутствие промышленной политики. И будет это сделать очень легко, если она появится. Если Украина и Россия будут совместно проводить Разумную Промышленную Политику, мы прилетим в Харьков с предложением инвестиций на следующий день.

Конечно, Украина не так богата ресурсами, и не может, как Россия, радикально снизить налоги и выдать промышленности мощные субсидии. Однако ошибок допускается много.

Украинское правительство, как и российское, совсем не озабочено тем, что надо поддерживать экспорт, надо защищать свой рынок, надо стимулировать налогами и кредитами модернизацию производства. Современное руководство страны ставит своей основной целью интеграцию с Западом. Они добились ценой крупных жертв вступления в ВТО. Ну и соответственно, очень сложно Украине при такой политике возродить свой экономический потенциал.

Что нужно, чтобы вернуть Харьковскому тракторному завод жизнь?

Нужно создать условия для производства тракторов, для модернизации предприятия, и второе – дать нормальный доступ на рынок.

Основную работу, конечно, должны сделать украинские власти. Россия может содействовать – или не содействовать – сбыту тракторов ХТЗ в России.

Доступ на рынок РФ для ХТЗ – это вчера, сегодня и завтра – вопрос жизни и смерти.

В советское время завод выпускал 59 тысяч машин в год, 70 % из них поставлялось за пределы Украины, то есть в основном в Россию.

В 2008 году завод выпустил 2200 тракторов, из них 1315 поставил в Россию. Если бы Россия оградила этот рынок от неравной конкуренции с тракторами из дальнего зарубежья и предоставила тракторам украинского производства «зеленую улицу», предоставила бы доступ к программам государственных субсидий, ХТЗ получил бы очень существенный толчок. Даже без этих мер Россия закупила в январе-июле 2008 года 4650 тракторов мощностью свыше 120 лошадиных сил.

Еще что могли бы сделать наши правительства – это упростить для товаров пересечение границы.

Сегодня, и это прекрасно, с товаров не взимаются пошлины. Но взимается НДС. Поскольку и в России, и на Украине возврат НДС при экспорте – нелегкая, долгая процедура, эта мера сильно затрудняет движение товаров между рынками наших стран. Для ХТЗ это – очень серьезное ограничение – так же, как и для российских экспортеров на рынок Украины. Снятие этой проблемы могло бы заметно облегчить жизнь тракторному заводу.

С ростом сельского хозяйства в России важность этих вопросов будет возрастать. И без их решения Харьковский тракторный, как и тысячи других предприятий Украины, имеют очень ограниченные шансы на жизнь.

Мы все помним, что промышленность на Украине была очень развита. Украина производила и автомобили, и ракеты, и самолеты, очень мощное производство сельхозтехники было.

Сегодня все это – в глубокой депрессии.

Первое, что мы должны сделать для подъема украинской экономики,— образумиться и заняться своей, российской экономикой. Подъем экономики, рост рынка, увеличение инвестиционных возможностей сделает Россию более привлекательной, и мы должны будем сделать предложение Украине и другим нашим соседям совместно проводить Разумную Промышленную Политику. Мы должны пользоваться тем, что у нас большой рынок, у нас есть все необходимые ресурсы, необходимые для производства, для сельского хозяйства, для развития экономики, и мы должны пользоваться тем, что еще недавно у нас была широко развита интеграция, кооперация, то есть, мы можем создавать большие промышленные корпорации, производить сложные промышленные товары, сложные наукоемкие продукты.

Россия, конечно, тоже получит выигрыш от углубления интеграции. В частности, можно ожидать, что поставки российских комбайнов в Украину увеличатся с 500 до 3000 штук в год.

Интересно также посмотреть на интерпретацию истории применительно к цене на энергоресурсы и применительно к совместно проводимой внешней политике. Существует сегодня два крайних подхода в интерпретации истории России и Украины. Есть лица, украинские националисты, которые говорят, что украинский народ – это всегда был отдельный народ, русский – это отдельная нация. У них разная история, разное будущее и они должны отдельно друг от друга существовать, ориентироваться, выстраивать каждый независимо отношения с другими нациями. Если мы интерпретируем историю таким образом, то энергоресурсы (нефть, газ и другие полезные ископаемые), которые существуют в России, украинцы должны получать на общих основаниях по мировым ценам.

Вторая интерпретация истории состоит в том, что Украина и Россия – это части единого народа. Киев – это мать городов русских. У нас совместная история, мы друг друга защищали, совместно развивались, вместе работали, развивали экономику, все у нас перемешано. Если мы интерпретируем историю таким образом, то получается, что эти ресурсы нам достались тоже в общее пользование. Тогда мы должны поставлять нефть и газ для украинских потребителей по внутренним ценам, то есть по ценам, которые мы устанавливаем для российских потребителей. Если мы будем проводить Разумную Промышленную Политику, то эти цены сегодня уже должны быть вдвое ниже мировых. Таким подходом к интерпретации истории мы сможем вызвать реальную заинтересованность украинского народа, правительства в том, чтобы смотреть на нашу историю трезво, идти в будущее совместно, как братья. Или же – разбегаемся по разным квартирам и будем более слабыми. Соответственно, мы морально никогда не будем здоровыми, потому что, имея искаженный взгляд на свое происхождение, сложно строить и будущее.

Не все будут рады такой политике. В Украине есть силы, выстраивающие антироссийскую политику и всячески препятствующие нашей интеграции. А у сил, настроенных к России доброжелательно, аргументов нет. Действительно, зачем дружить с Россией, когда она реально ничего не предлагает для украинцев. А ведь нам есть, что предложить. Если бы в России проводилась Разумная промышленная политика, Украина могла бы участвовать в реальном создании самолетов, комбайнов, кораблей и т. п., т.е. стать частью экономики, которая за несколько лет вырастет в несколько раз и вновь станет мировым игроком.

Альтернативой интеграции с РФ для Украины является:

- мифическая интеграция в ЕС. Очень трудно представить себе, что украинские сеялки, самолеты, тракторы, турбины, ракеты будут востребованы в Европе, – Европейский Союз пока что не смог оживить промышленность Восточно-Европейских стран, и даже Восточная Германия испытывает трудности;

- получение углеводородов по мировым ценам;

- затрудненный выход на рынок РФ для ее товаров.

Кроме ограниченных перспектив для металлургии и трубной промышленности, сложно представить будущие точки роста при таких условиях.

Это два крайних варианта. Возможны промежуточные. Надо постепенно и поэтапно двигаться к первому варианту, выстраивая систему стимулов для украинских политиков и опираясь на благожелательно настроенные силы. 


Комментарии:


Добавить комментарий
Ваше имя:

E-mail:
Сообщение (*):
Введите код на картинке: